«Почтение к науке так велико, что даже самые абсурдные мнения получают распространение, если только они выражены языком, вызывающим в памяти какие-нибудь хорошо известные научные фразы». Максвелл, английский физик, 1871 год.
Аргентаурум - афёра с золотом в США
Воистину, Максвелл был прав! Сколько раз мы, мечтая стать здоровее, красивее, успешнее, попадались на «самые современные разработки научных лабораторий» А вот ещё одна история о том, как продуманная PR-акция, использовавшая веру в псевдонаучные открытия, помогла мошенникам обогатиться.
Лёгким движением руки
Эта история будто написана самим о’Генри. А началась она с того, что в конце XIX века, в эпоху великих научных прозрений, некий малоизвестный американец по имени Кэрри Ли объявил, что ему удалось превратить серебро в золото.
«Учёный», правда, уточнял, что выработанное им вещество — не совсем золото, но уж точно — жёлтый металл с физическими свойствами, весьма приближёнными к свойствам этого благородного металла.
А ещё Кэрри Ли объяснил, что золото из серебра ему удалось получить потому, что он добился полнейшего разъединения молекул металла, изготовив водный раствор металлического серебра.
Пусть сей эксперимент обсуждают химики, мы же просто мысленно перенесёмся в 1897 год и познакомимся с самой важной персоной этой алхимической истории — доктором Эмменсом, американским химиком, членом уважаемых научных сообществ Нью-Йорка и всех США: Американского химического общества и Американского института горных инженеров, а также членом Международного общества электриков.
Эмменс составил себе репутацию серьёзного человека, написав немало научных трудов и создав метод обработки сернисто-цинковых руд. Взрывчатое вещество, изобретённое им и названное в его честь эмменситом, широко использовалось военными ведомствами.
Сегодня кажется весьма странным, что такой человек оказался втянутым в совершенную афёру. А как иначе можно назвать то, о чём так восторженно писали газеты: Эмменс вслед за Ли научился превращать серебро в золото!
Вдохновлённые этим открытием капиталисты, говоря современным языком, решили создать уникальный коммерческий проект. И вот синдикат The Argentaurum якобы начал промышленным образом производить золото из серебра, а Пробирная палата США покупала выработанный продукт (аргентаурум) по цене золота. Для авантюристов из синдиката это была лучшая реклама.
В поддержку основной идеи о том, что The Argentaurum гарантирует прибыль своим акционерам, Эмменс опубликовал в прессе множество научно-популярных материалов, рассказывающих об истории создания аргентауру-ма, в которых так и мельтешили имена известных учёных той поры, в том числе и имя знаменитого химика — Д.И. Менделеева.
Предшественниками Эмменса назывались не только Кэрри Ли с его коллоидным серебром, но и Эдисон с Теслой, которые облучали серебро Х-лучами, имея цель получить золото, и профессор Ира Ремсен, пытавшийся создать аппарат для — молекулярных превращений одних металлов в другие».
Это был мощный пиар, основанный на отлично разработанной концепции. Вот только серьёзные научные издания не заинтересовались информацией Эмменса, что было нехорошо для «раскрутки — проекта.
Возьмите мексиканский доллар…
Тогда-то Эмменс и наделал ошибок, решив в туманных выражениях описать процесс получения золота из серебра. Он направил своё письмо некоторым из прежних коллег, как будто желая ответить на вопросы собратьев по науке, при этом сохранив коммерческую тайну синдиката.
Вот его описание загадочного процесса, который и вы, если найдёте в кошельке мексиканский бакс, сможете повторить в домашних условиях без вреда здоровью.
«Если вам угодно испытать соединённое действие сжимания и очень низкой температуры, вы легко получите немного золота…
Возьмите мексиканский доллар, поместите его в прибор, препятствующий его расширению, и продолжительно действуйте быстрыми и сильными ударами, но так, чтобы при этих ударах не могло происходить повышения температуры, даже моментального. Ведите операцию долго, и после некоторого времени вы найдёте более чем простые следы золота».
Следующая фраза звучит вообще-то весьма бредово: «Существует много видоизменений серебра в отношении к частичному его равновесию». И ещё Эмменс говорит, что полученный металл вовсе не обязательно считать золотом, просто как-то так вышло, что Пробирная палата США покупает ар-гентаурум по цене золота. Ну не могут же государственные люди ошибаться!
Однако учёный мир холодно отнёсся к этому эксперименту.
Похоже, Эмменсу, как настоящему, по сути, учёному, из-за собственной жадности вовлеченному в авантюру, было слегка стыдно за все случившееся. Он пытался как-то оправдаться, делая такие странные заключения: «…в обыкновенном серебре содержится группировка частиц, имеющих различную устойчивость.
Некоторые группы способны к дезагрегации и к образованию особого, очень непрочного вещества — аргентаурума. Под малейшими влияниями они или вновь переходят в серебро, или приближаются к золоту-. Словом, и серебро-то не серебро. Тут чуть не досмотрел, и оно уже золото!
Но, может, это вовсе и не чувство вины? Может, так и задумывалось по проекту? Яркий взлёт и — тихое угасание, чтобы без скандала, без последствий…
Знаете ли вы что…
Раньше ценность монет определялась количеством в них металла. Но жулики срезали края и делали из них новые монеты. Решил проблему Исаак Ньютон, предложив прорезать в краях монеты насечки — гурты.
Гнев Менделеева
Но скандал-то едва не разразился! И случись все это дело не в конце XIX века, а в наши дни — Эмменс со товарищи обязательно попали бы на скамью подсудимых. За мошенничество в первую очередь.
А тем человеком, чья совесть учёного взбунтовалась против мракобесия, выдаваемого за научное открытие, стал профессор Менделеев. Особенно задел Дмитрия Ивановича тот факт, что эксперимент Эмменса был основан на алхимической идее единой первичной материи.
А ведь учение Менделеева о периодичности элементов объясняло, что у всякого вещества — свой атомный вес элементов и свои свойства. Невозможно взять свойства золота и передать их серебру! Это же чистейшее Средневековье.
Кроме всего прочего. Менделеев переживал, что и его имя использовал в своих целях негодник Эмменс, заявивший, что он — сторонник идей Дмитрия Ивановича, и аргентаурум должен занять в таблице Менделеева своё почётное место!
Знаменитый химик решил бороться, причём бороться методами научными. Он написал статью, которая была опубликована в 1898 году. Не скрывая причин, вынудивших его взяться за сей труд, Менделеев назвал его — Золото из серебра.
Профессор признал, что вовсе не считает свою точку зрения единственно верной, а свою убеждённость в многообразии химических элементов — непререкаемой. Если найдётся кто-то, кто ясным и достоверным научным экспериментом докажет, что элементы имеют свойство взаимопревращаться, что вся материя в мире едина, Менделеев с этим согласится.
А о деятельности Эмменса он отзывался жёстко: «Секрет и гешефт так бьют в глаза, что об этом и говорить не стоит более». Однако Дмитрий Иванович благородно предложил Эмменсу способ сохранить лицо в научной среде, не нарушив притом коммерческую тайну синдиката The Argentaurum.
Так как золото тяжелее серебра, то превратить его в серебро будет проще, чем наоборот. А для науки эксперимент окажется не менее ценным, так пусть Эмменс продемонстрирует это учёному миру!
Деньги решают всё
И что же сделал Эмменс? Он спрятался в кусты. Более того, сама информация о The Argentaurum перестала появляться в газетах. Синдикат, превращающий серебро в золото, исчез навсегда.
Но для чего же он существовал? Для чего Эмменс пожертвовал именем учёного?
Разгадка алхимической афёры таилась вовсе не в области химии, о которой мы столько говорили выше. Бытиё определяет сознание, деньги решают всё. Так и оказалось. Советский экономист О. Михайлов сумел раскрыть загадку Эмменса, изучив финансово-экономическую ситуацию тех лет.
В 1873 году в США был принят закон, объявивший основной монетной единицей золотой доллар. Ценность серебра упала, серебряные рудники обесценились. В этот момент их можно было скупить по минимальной цене, чтобы затем продать подороже.
Для того чтобы заработать подобным образом, и понадобилась промывка мозгов, пиар-акция, в ходе которой доверчивым гражданам объяснили, что из серебра вполне можно делать золото, и Пробирная палата США купит его по цене… золота! Даже если мы назовём вещество аргентаурумом.
Прожжённые дельцы нашли известного, но продажного учёного, который взял на себя функции «пиар-копирайтера, заплатили ему приличные деньги и — вуаля! Продали серебряные рудники втридорога за настоящие золотые доллары США.
Так что нет смысла сомневаться, что The Argentaurum Sindicate действительно умел получать из серебра золото. А Эмменс… сомнительно, что заработанное нечестным путём пошло ему впрок, ведь обычно то, что легко достаётся, счастья не приносит.
Источник: издание Тайны 20-го века №40, октябрь 2011 года
Рубрика: Великие авантюристы
Автор: Яна Розова