В 1929 году Министерство образования Турции попросило известного немецкого богослова Густава Адольфа Дайсмана составить каталог неисламских предметов, хранившихся в фонде библиотеки бывшей резиденции османских султанов — дворца Топкапы. Незадолго до этого, в 1923 году, этот султанский сераль был преобразован в музей, но его руководство плохо представляло, какими ценностями обладает.
Кто составил карту Пири Рейса?
Карта Пири Рейса в высоком разрешении. Разрешение карты — 11611 на 6002 пиксел. Для скачивания в высоком разрешении щёлкните по рисунку, во всплывающем окне щёлкните правой кнопкой мыши по изображению и в контекстном меню выберите команду Save image as… (Сохранить картинку как…).
Для учёта потребовался педантичный учёный немец. Густав Дайсман ожидания оправдал. В ходе работ он наткнулся на связку средневековых документов, среди которых оказалась и старинная карта, изображённая на пергаменте, выделанном из шкуры газели. Теперь она всемирно известна как карта Пири Рейса.
Секретная карта Христофора Колумба
Научный мир давно интересовало, какими картами мог пользоваться Христофор Колумб, положивший начало освоению обеих Америк. Существовала легенда, что он пользовался некими портуланами, где было обозначено не только положение западного материка, но и океанические течения и господствующие ветра на всём пути через Атлантику. Недаром он повёл корабли на юг, до Канарских островов, а уж затем лёг на прямой курс через океан, чтобы в полной мере воспользоваться пассатами.
Между тем на современных ему картах Испанию располагали точно против Индии, куда мореплаватель якобы и направлялся. Но Колумб знал, что такой курс погубит корабли, и следовал указаниям неизвестных другим портуланов, само существование которых было тайной.
Карту Колумба искали все, кому не лень. Географы и историки, чтобы опровергнуть или подтвердить её существование, делавшее подвиг мореплавателя не таким уж и подвигом, а великое открытие не таким уж и великим. Мистики — чтобы раз и навсегда доказать, что знания древних передавались и передаются из поколения в поколение.
Создание этой чудо-карты приписывалось египетским жрецам, пифагорейцам, тамплиерам, масонам. Оппоненты защищали Колумба, но признавали, что карта, которой он пользовался, была, по-видимому, наилучшая из тогда существующих. Вот её-то все и искали с XVI века.
Неудивительно, что находка в бывшем дворце Стамбула моментально заинтересовала научный мир. Первым её увидел немецкий востоковед, профессор Боннского университета Пауль Эрнст Кале. Он идентифицировал находку как карту, изготовленную адмиралом Пири Рейсом. Благо, в отличие от Дайсмана, он свободно владел арабским и турецким языками.
Современник Колумба
Пири Рейс, а точнее Хаджи Мухиддин Пири ибн Хаджи Мехмед из города Караман, был младшим современником Колумба. Он родился в 1470 году на Галлипольском полуострове, а умер в 1554 году в Каире. Всю свою жизнь с семнадцатилетнего возраста он провёл в морских сражениях и плаваниях.
Он бился с испанцами, генуэзцами, венецианцами, родосскими рыцарями, португальцами, участвовал в крупнейших сражениях той эпохи, в том числе и в обеих битвах при Лепанто, в 1547 году дослужился до звания адмирала, стал главнокомандующим турецким флотом в Индийском океане, но погиб не от вражеской пули или клинка, а был казнён по приказу султана за неповиновение. Строптивому адмиралу было на тот момент 84 года. За столь долгую жизнь он назубок выучил и морские течения, и очертания берегов от Стамбула до Индокитая. Все свободное время он посвящал составлению карт.
Карта, найденная в Топкапе, была первой, выполненной Пири Рейсом. Хотя сам он через Атлантический океан никогда не плавал, он сумел создать наиболее передовую для того времени карту всего известного в XVI веке мира. Разумеется, для этого он воспользовался всеми доступными источниками — планисферами греков, арабской картой Индии, португальскими картами Индии и Китая, даже китайскими и индийскими портуланами. А поскольку от 1492 года его отделяло чуть больше 20 лет, то он взял на вооружение самые свежие данные и об очертаниях двух Америк.
В 1521 году Пири Рейс составил «Китаб-и-бахрие», что переводится как «Книга морей» — огромный атлас со 130 картами и описаниями побережья Средиземного моря, в 1524-1525 годах улучшенная версия этого труда была подарена им султану Сулейману Великолепному. Атлас пополнился картами американских берегов, Индии, Китая, то есть расширился до границ обитаемого мира.
Тайна карты турецкого адмирала
Карта мира 1513 года тоже не сохранилась полностью. До наших дней дошло шесть кусочков пергамена размером 85-90 на 60-65 сантиметров. Это третья часть Карты мира, включающая очертания обеих Америк, атлантических островов и запада Африки. Карта была сделана для султана Селима Решительного и преподнесена ему в 1517 году.
Для устройства карты Пири Рейс использовал азимутальную проекцию с главной точкой, расположенной на пересечении нулевого меридиана и экватора. В XVI веке это считалось обычной практикой, позволявшей преобразовать сферическое изображение в плоскостное. Для людей нашего времени карта, конечно, выглядит непривычно, одни её части растянуты, другие сжаты, но в целом проекция сделана довольно точно.
Будь это карта восточного побережья Африки, учёных она бы так не заинтересовала. Но творение Пири Рейса показывало Северную и Южную Америку намного точнее, чем другие подобные карты. За 20 лет исследований Нового Света картография, конечно, обогатилась новыми сведениями, но о существовании некоторых вещей географы узнали позже. А Пири Рейс изобразил в положенном месте Анды и Фолклендские острова: ни на одной из известных европейских карт ничего подобного не было.
Судя по тому, как точно он передал очертания Южной Америки и бассейн Карибского моря, источники у картографа были самые свежие и правильные. Он и не скрывал имя Колумба. Даже сделал приписку, что некоторые острова и земли скопированы им с карты первооткрывателя. Очевидно, сведений о Северной Америке было намного меньше, и точностью они не отличались. Единственные очертания берегов, которые совпадают с современными, относятся к Ньюфаундленду, известному ещё со времён скандинавских викингов.
Но самая любопытная деталь карты Пири Рейса — некий материк внизу, прямо под Южной Америкой. Он соединён с этой Америкой полоской суши. Мистики видят в этой суше неизвестную людям XVI столетия Антарктиду, причём изображённую без ледяного панциря. Географы же считают сушу искажённым продолжением Южной Америки, резко смещенной на восток, начиная с широты современного Рио-де-Жанейро.
Тем более, что эта карта дополнена многочисленными пояснениями. Одно из таких пояснений касается климата «Антарктиды», который, как сообщал Пири Рейс, тёплый и приятный. Если бы не одна деталь, вопрос с этим куском можно было бы закрыть. Дело в том, что очертания ледяного материка близки к известным ныне. Откуда мог знать Пири Рейс, как выглядит Антарктида, да ещё и безо льда, в 1513 году?
Ошибки капитана
Пири Рейс, тогда ещё и не адмирал, а простой капитан, ничего не знал об Антарктиде. Не знали о ней и картографы, чьими трудами капитан пользовался. Не знал и Колумб, у которого, вероятно, была морская карта, позволявшая пересечь Атлантику, но не было карты неисследованного юга Южной Америки.
Если бы Пири представлял, что такое ревущие широты в районе Огненной Земли, он никогда бы не назвал климат тех мест приятным. Конечно, это не ледяной кошмар Антарктиды, но от мыса Горн до Антарктиды всего 800 километров! Никакой суши. Незамерзающий пролив Дрейка. На карте Пири Рейса его, разумеется, нет.
Значит, «Антарктида» капитана Пири — просто техническая ошибка? К сожалению — да. Более того — это не единственная его ошибка. Он «продублировал» некоторые американские реки, дважды изобразил Виргинские острова, удлинил вдвое береговую линию Южной Америки. И винить его не за что. Для своего времени Пири Рейс создал замечательную карту.
Даже отсутствие пролива Дрейка и мыса Горн объясняется очень просто: в 1513 году о них никто ничего не знал. И, вполне возможно, он думал, что Южная Америка тянется до самого южного полюса! Магелланов пролив откроют только в 1520 году, пролив Дрейка — в 1578 году, корабли обогнут мыс Горн в 1616 году, до Антарктиды исследователи доберутся и вовсе в 1820 году…
За это время карты примут привычный нам вид. Исчезнет большинство белых пятен. На средневековые портуланы будут смотреть с нескрываемой насмешкой.
А имя Хаджи Мухиддина Пири ибн Хаджи Мехмеда будут помнить только историки, да и то — не все. Но в 1970 году на экраны выйдет фильм Эриха фон Дэникена «Воспоминания о будущем», и про карту Пири Рейса заговорит и стар и млад.
Источник: издание Загадки истории №45, ноябрь 2021 года
Рубрика: Невероятные артефакты
Автор: Елена Филимонова