Даже сегодня можно услышать, как Крым называют Тавридой. Да и первый российский властитель этих земель, светлейший князь Потёмкин, недаром получил почётное именование Таврический. Но мало кто знает, что топоним Таврида произошёл от народа, населявшего полуостров, — тавров.
Античные историки оставили о таврах множество свидетельств, но почти все они — отрицательные. Греков и других чужеземцев, потерпевших кораблекрушение, тавры приносили в жертву своей богине Деве. Несчастных убивали ударом дубины по черепу или живьём закапывали в землю. Тех, кто посмел сопротивляться захвату, умерщвляли на месте, а их головы насаживали на колья, выставленные на высоком холме по дороге в селение.
Дикие люди
Несмотря на то что греческие историки оставили потомкам массу информации об античном мире, правдивость их изложения часто вызывает обоснованные сомнения. Да и как иначе? Многие сведения о народах мира они черпали из уст даже не третьих, а десятых лиц, и потому информация обрастала нелепицами. Вероятно, и с крымскими аборигенами — таврами приключилась подобная история.
Самое первое свидетельство о них датировано VI веком до нашей эры, но более полную картину оставил знаменитый Геродот. В V веке до нашей эры этот историк писал о таврах, как о современниках, которые жили в горах, любили кочевую жизнь и отказали в поддержке скифам в походе против персидского царя Дария, напавшего на эти земли.
Этническая принадлежность тавров не установлена до сих пор. Есть гипотеза, что тавры — потомки разбитых скифами древних киммерийцев. Неизвестно даже их самоназвание. Таврами их называли греки, имевшие в Крыму свои полисы-колонии, так же как и их соседей — скифов. Историки считают, что греки так окрестили их, потому что те поклонялись божеству с головой быка. По-гречески — «та-урус». Однако не исключено, что эллины просто услышали какой-то термин и идентифицировали его с названием этого народа. Существует и третья версия, по которой греки могли ассоциировать крымские горы с Тавром — горным хребтом в Малой Азии. Возможно, крымские горы, по воззрениям античных авторов, — продолжение Тавра, а его поселенцы — горцы — должны были именоваться таврами.
Вероятно, едва первый греческий корабль пристал к крымскому берегу, его встретили местные жители. И встреча была не из приятных, ибо в те далёкие времена приход чужеземцев означал только одно — войну. Потому тавры и повели себя соответствующе.
Точно неизвестно, на каком языке общались между собой тавры. Есть гипотеза, что это был один из реликтовых индоарийских языков. Археологические исследования цивилизации тавров дают основания думать, что они принадлежат к срубной культурно-исторической общности. Однако с начала III века до нашей эры и до IV века новой эры тавры могли относиться к кизил-кобинской культуре горного Крыма.
Вероятно, имело место быть смешение тавров и с каким-либо этноязыковым тохарским реликтом. Интересно, что в записи автора VI века Псевдо-Арриана готский язык указан как таврский. Рассказывая о гуннском племени эвдусиан, он пишет: «Итак, от Синдской гавани до гавани Пагры прежде жили народы, называвшиеся керкеты или ториты, а ныне живут так называемые эвдусианы, говорящие на готском или таврском языке». Не исключено, что эти языки или смешались, или были родственными. Из чего следует, что готы могли говорить не на германском, а на индоевропейском языке. Или наоборот, тавры могли изъясняться на германском.
Головы на стенах храма
Как писал тот же Геродот, места расселения тавров на полуострове были обширны и тянулись от Керкинитиды (Евпатория) до Херсонеса Скалистого (Керченского пролива). На Южном берегу Крыма; почти напротив перевала в Кастрополе, есть скала Ифигения, носящая имя дочери царя Агамемнона — правителя греков в Троянской войне. Желая получить победу, он решил принести красавицу-дочь в жертву Артемиде. Но богиня, прельстившись красотой девушки, похитила её с алтаря и перенесла в Тавриду, где поставила главной жрицей в своём храме — храме Богини-Девы. Именно этой богине молились тавры. И не просто молились, а приносили ей в жертву чужеземцев. Это были не только захваченные в плен воины, но и торговцы и моряки, потерпевшие крушение у этих скалистых берегов. В поисках Ифигении в Тавриду приплыл её брат — Орест, который вместе с Пи-ладом решил выкрасть из храма изображение Артемиды. Похитителей поймали и приговорили к казни, но брат и сестра узнали друг друга. Обманув таврского царя Фо-апта, Ифигения с братом и его другом бежала в Элладу.
Историк Страбон писал, что в гавани Символон (Балаклава) банды злобных тавров грабили корабли. Тацит вторил, что в 49 году в землях тавров потерпел крушение римский корабль, а уцелевших легионеров просто перебили. Аммиан Марцеллин писал о свирепости этого народа и заявлял, что римская чернь ревёт, как свирепые тавры. Среди самих тавров Аммиан выделял три племени опаснее других: арихи, синхи (возможно, синды) и напей. Они умерщвляли мечом или кинжалом пленников, а их головами украшали стены храма, «как вечные памятники славным деяниям».
Не стоит думать, что греки не пытались усмирить диких горцев. Вблизи Херсонеса археологи откопали декрет в честь Диофанта, полководца царя Митридата, датированный II веком до нашей эры. в нём указано, что ему были подчинены тавры, жившие у Херсонеса. Из других находок выяснилось, что царь Боспора Аспург в начале I века также подчинил себе окрестные племена, в числе которых были тавры.
Горцы не только грабили и воевали, но и вполне мирно существовали с греческими полисами в Крыму — на землях Боспорского царства. Здесь сохранились надгробия, где указано, что усопшие были таврами. Так, в Пантикапее (Керчь) было обнаружено надгробие середины V века до нашей эры с надписью: «Здесь покоится муж, многими желанный, по имени Тихон, а родом тавр». Да и греки — жители Херсонеса — переняли от тавров почитание Девы, отринув человеческие жертвоприношения. По-соседски тавры жили со скифами и даже роднились с ними. В итоге, греки стали называть их тавроскифами.
Ушли бесследно
В 1981 году археологи отыскали доказательства пиратского промысла тавров. При строительстве газопровода в труднодоступном месте высокогорного перевала Гурзуфское Седло было найдено древнее святилище.
Здесь сохранились осколки греческих и римских сосудов, фрагменты серебряных скульптур и металлической окантовки щитов. Скорее всего, тавры снесли в святилище свою добычу с захваченных или выброшенных на берег кораблей как подношение богине Деве. Историк Сергей Колтухов описывает, как мог выглядеть набег тавров: «ГРУз выброшенных на берег кораблей присваивали, а остатки команды превращали в рабов, в том числе домашних. Вполне возможно, приносили в жертву в святилищах. Одно из таких мест — Балаклавская бухта, куда во время шторма заходили суда греков. Там их грабить было несложно».
Кроме указанного святилища после тавров в Крыму остались многочисленные некрополи — вкопанные в грунт каменные коробки. Считается, что они были домом для усопших, которых клали в них на бок или на спину в позе эмбриона. Один «дом» мог служить приютом для нескольких мертвецов. Когда он заполнялся, тавры выкидывали прочь кости, оставляя внутри лишь черепа. Археологи обнаружили в одном чудом уцелевшем склепе 68 штук. Дело в том, что каменные коробки не прятались и их разоряли на протяжении веков, а плиты растаскивали на хозяйственные нужды. Тот уцелевший могильник был откопан археологами ещё в начале XX века, в урочище Мал-Муз. Могильники правителей найдены не были, ибо вандалы разграбили их давным-давно. Некоторые сооружения больших размеров, возможно, принадлежали таким правителям, но они были пусты.
На местах селений тавров раскопки дали интересный результат. Большинство Предметов обихода было собственного изготовления: одежда, украшения, в том числе из привозных раковин-каури, глиняная посуда, мечи и ножи из бронзы, как у скифов. Из чего следовало, что разбой и военное дело для тавров не было основным промыслом. Кроме того, тавры занимались чаирным садоводством, что мало вяжется с их описанием. Так может, греки ошибались?
Сами тавры не оставили о себе никаких письменных сведений. Их храмовые строения также, скорее всего, безвозвратно утрачены. Археологи ещё ищут тот самый храм Артемиды, но, судя по всему, он давно разрушен. Правда, на юго-востоке полуострова, у посёлка Новый Свет есть таврская лестница, вырубленная в скале Караул-Оба. Её вершина служила сторожевым постом. Со временем таврские племена стали растворяться среди других жителей Крыма — греков и скифов. И уже во 11-111 веках, после уничтожения скифских городов аланами и готами, тавры окончательно сгинули в бездне истории.
Источник: издание Загадки истории №40, октябрь 2020 года
Рубрика: Исчезнувшие цивилизации
Автор: Алексей Аникин