Во все времена самой желанной добычей пиратов был торговый корабль с трюмами, набитыми дорогим товаром, а ещё лучше — звонкой монетой. Но, как известно, фортуна — дама довольно капризная, и, полагаясь лишь на её благосклонность, шанс встретить богатого купца на бескрайних морских просторах весьма невелик. Гораздо надёжнее подстеречь его на морских путях или вблизи какого-либо порта. Именно так и поступали пираты Карибского моря — знаменитые флибустьеры. Пока среди них не появился Франсуа Олоне.
Испанская Америка
Испанская корона всегда рассматривала свои заокеанские владения лишь как источник пополнения государственной казны. Год за годом из колоний в метрополию шли караваны судов, гружённых сказочными богатствами Нового Света. Естественно, что желающих отломить кусок от такого лакомого пирога находилось немало. И если поначалу дело ограничивалось единичными рейдами английских и голландских «джентльменов удачи», то со временем в самом центре испанских владений, на острове Тортуга, возникло целое пиратское государство. Морской разбой возрос многократно, и это наносило ощутимый вред колониальной торговле, объявленной монополией государства.
В соответствии с установленным законом порядком все производимые в колониях товары — табак, индиго, кошениль, а также золото и серебро мексиканских и перуанских рудников — свозились в порты Веракрус в Мексике и Портобельо в Панаме. В свою очередь раз в год из Испании туда приплывали десятки галеонов с продовольствием, оружием и предметами роскоши, предназначенными для продажи. Следуя вдоль побережий островов и американского континента, они постепенно разгружались в приморских городах, а затем, заполнив свои трюмы в Веракрусе и Портобельо, соединялись в Гаване. И уже оттуда, в сопровождении конвоя из многопушечных кораблей, отправлялись в Испанию.
Самыми уязвимыми звеньями в этой «логистической» цепи были, во-первых, грузовые суда, а во-вторых — пункты складирования товаров в таких городах, как Маракайбо, Картахена или Кампече. Именно на эти последние и сделал свою ставку предприимчивый Франсуа Олоне.
«Живучий» капитан
Настоящее его имя — Жан-Давид Но. Он родился во Франции в 1630 году, в Олонской степи, откуда и получил своё прозвище. В возрасте 20 лет он нанялся солдатом в Вест-Индскую компанию, но вскоре оставил службу и примкнул сначала к буканьерам на Эспаньоле, современном Гаити, а затем перебрался на Тортугу и вступил в общество флибустьеров.
Буканьерами называли охотников на буйволов — от слова «букан» (по-индейски «коптильня»). Копчёное мясо они продавали, в частности, флибустьерам, занимавшимся морским разбоем.
Довольно быстро Олоне завоевал среди них авторитет и даже обратил на себя внимание тогдашнего губернатора Тортуги. Тот доверил ему корабль, и вскоре новый пиратский капитан стал ужасом для всех испанцев в Америке. Ходили легенды о его подвигах и жестокости. К тому же он был необыкновенно удачлив: всегда имел попутный ветер, лёгкие победы и богатую добычу. Но однажды звезда удачи отвернуась от него, и его корабль разбился о рифы в заливе Кампече. Экипаж пытался укрыться на берегу, но на него напали испанцы и большую часть пиратов перебили. Сам Олоне был ранен и спасся, испачкавшись в крови и притворившись мёртвым. Когда испанцы ушли, он перевязал свои раны и над телами павших товарищей поклялся мстить, врагу до последнего вздоха. Затем переоделся в одежду убитого испанского солдата и пошёл в город. По пути он подговорил к побегу нескольких рабов, украл вместе с ними лодку и, преодолев 1200 морских миль, благополучно вернулся на Тортугу.
Слух о его чудесном спасении мгновенно разлетелся по всему острову, и вскоре от желающих поступить под начало «живучего» капитана уже не было отбоя.
Первая попытка
Теперь Олоне мог набрать любую команду, но у него не было корабля. По сути единственным его капиталом была слава «капитана-удачи». Пользуясь ею, он снарядил две лодки, посадил на них 26 отчаянных головорезов и отправился на Кубу. Теперь он решил действовать наверняка и первым из флибустьеров рассчитывал ограбить не какое-нибудь там беззащитное судно, а целый торговый город Де-Лос-Кайос. Но местные рыбаки подняли тревогу, и из Гаваны был послан вооружённый фрегат с 90 солдатами и негром-палачом на борту. Олоне напал на него на рассвете и принудил весь экипаж сойти в трюм. Затем он приказал выводить испанцев по одному и всем им, включая нефа-палача, собственноручно отрубил головы. В ярости Олоне после каждого удара лизал кровь, стекавшую с его сабли. Теперь у него был не только корабль, но и понимание того, что для осуществления его планов необходимы куда как большие силы. Поэтому он заключил союз с другим пиратским капитаном по имени Баско — бывшим офицером, служившим в Европе и имевшим опыт войны на суше. Они собрали целую эскадру из восьми кораблей с более чем 600 членами команды и стали ждать попутного ветра.
Поход на Маракайбо
В 1666 году эскадра вышла в море и взяла курс на Маракайбо — город в Венесуэле, расположенный на берегу большого озера, соединённого с морем протокой, вход в которую прикрывал форт Ла-Барра. Высадившись на берег и уничтожив устроенную испанцами засаду, флибустьеры бросились на штурм форта и после четырёхчасового ожесточённого боя изрубили весь его гарнизон.
Тем временем в городе царила паника. Каждый спасался, как мог: одни бежали в соседний Гибралтар, другие скрывались в лесу, и к приходу пиратов город совершенно опустел. Флибустьеры заняли лучшие дома и две недели провели в Маракайбо, без особого успеха прочесывая окрестные леса, а затем решили идти на Гибралтар. Но там их уже ждали: на подступах к городу были возведены артиллерийские батареи, дороги перекрыты, а из соседней Мериды прибыл отряд в 400 солдат.
Поначалу сражение складывалось не в пользу пиратов: пробираясь по заболоченному лесу, они попали под сильный артиллерийский обстрел и стали отходить. Но отряду Олоне все же удалось дойти до городских укреплений. Притворным отступлением он выманил испанцев на открытое место, а потом внезапно атаковал их и ворвался в город. Гарнизон сдался на милость победителя, но ждать милости от Олоне было бесполезно: пираты сразу же занялись грабежом и насилием, арестами и пытками.
На разграбление города ушло четыре недели, а перед тем как уйти, пираты потребовали от укрывшихся в лесу беглецов выплатить им 10 тысяч талеров, грозясь в случае отказа сжечь город дотла. Через два дня деньги были получены, после чего пираты отправились в Маракайбо, куда к тому времени уже вернулись ограбленные жители. С них пираты потребовали 30 тысяч пиастров на тех же условиях, и жителям ничего не оставалось, как согласиться.
Залив Гондурас
После этого похода вновь засияла звезда удачи «живучего» капитана, и Олоне, не прекращая обычных набегов, стал готовиться к новому крупному предприятию. Для этого он собрал эскадру из 6 кораблей с командой в 700 человек и в 1671 году взял курс на Никарагуа. Но погода неожиданнее испортилась, и пиратов бурей занесло в залив Гондурас. Оказавшись близ города Пуэрто-Кавалло, они с ходу захватили его, а затем Олоне с отрядом в 300 человек отправился в Сан-Пед-ро, что в 12 милях от Пуэрто-Кавалло. Наткнувшись на засаду, пираты бросились вперёд. Атака была яростной, и немногие из испанцев спаслись бегством. Олоне оставил в живых несколько пленных и стал их допрашивать, но те клялись, что ничего не знают. Их упорство привело Олоне в бешенство. Он рассёк одного испанца, вырвал у него сердце и грыз его зубами. Устрашенные, пленники сознались, что впереди есть ещё две засады, но их невозможно обойти, потому что другой дороги нет. Олоне решил прорываться с боем и на следующий день, несмотря на ожесточённое сопротивление испанцев, захватил город. Добыча, однако, оказалась весьма незначительной. Зато удалось узнать о скором прибытии богатого испанского корабля с товарами для Гватемалы.
Ждать его пришлось долгих три месяца. Наконец на горизонте показался 56-пушечный галеон с солдатами на борту. Олоне попытался сразу же атаковать его, но безуспешно. Тем временем ветер стих и на море спустился туман. Под его прикрытием пираты на четырёх лодках подошли к кораблю и бросились на абордаж. Бой был жестокий, и испанцы вскоре сдались. Победители предвкушали богатую добычу, но оказалось, что корабль уже успел где-то выгрузить почти все свои товары.
Когда покидает удача
Неудача произвела на всех сильное впечатление. При этом мнения разделились: одни требовали вернуться домой, другие были согласны продолжить поход. В конечном итоге пираты Фан-Вина и Ле-Пикара тайком ушли из залива, а оставшиеся во главе с Олоне стали готовиться к отплытию, но близ острова Де-лас-Пер-лас их корабль неожиданно сел на мель.
Пришлось сойти на берег, разобрать корабль и строить из его обломков большую барку. На это потребовалось пять месяцев. Барка могла вместить только половину пиратов, поэтому на общем совете было решено плыть на ней к реке Св. Иоанна, отыскать там другие суда и вернуться за остальными. Бросили жребий: кому ехать — и половина во главе с Олоне отправилась в путь. Но удача вновь отвернулась от него, и теперь уже окончательно. Правда, флибустьеры достигли реки Св. Иоанна, но здесь натолкнулись на испанцев. Большинство пиратов было перебито. Спаслись лишь немногие, в том числе Олоне. Не теряя надежды всё же захватить какое-нибудь судно, они направились к Картахене. Но при очередной высадке индейцы Дарьенского побережья напали на них, взяли в плен Олоне, живьём разорвали его на куски, зажарили и съели. Та же участь постигла и большую часть сошедших с ним на берег пиратов.
Оставшиеся на острове Де-лас-Перлас флибустьеры 10 месяцев тщётно дожидались возвращения своих товарищей, пока, наконец, другой пиратский корабль не подобрал их. Все вместе они решили напасть на один из испанских городов вдали от берега. Но жители его были вовремя предупреждены и покинули город, забрав с собой все съестные припасы. В результате пираты оказались на грани голодной смерти. Они ели собственные башмаки и сабельные ножны. Лишь немногие добрались до морского берега, остальные погибли — кто от истощения, кто от рук мстительных испанцев.
Источник: издание Тайны 20-го века №14, апрель 2020 года
Рубрика: История пиратства
Автор: Александр Фролов