Северные крестовые походы Ливонского ордена в 1198-1411

Северные крестовые походы Ливонского ордена в 1198-1411

Город Рига построен в самом начале Северных крестовых походов бременским каноником Альбертом Буксгевденом, провозглашённым епископом всей Ливонии. Правда, он предпочитал называться рижским архиепископом…

Северные крестовые походы, можно сказать, вызрели в рыцарской европейской среде после систематических неудач в Палестине. Оказалось вдруг, что для совершения подвигов во имя Христа вовсе не нужно тащиться куда-то за море: язычники жили под боком.

Дикие, дикие ливы

Немецкие рыцари и миссионеры положили глаз на язычников северо-востока после неразумного дара Конрада Мазовецкого, который подарил Тевтонскому ордену «нехристианские польские земли».

Тевтонцы взялись за дело с чисто немецким педантизмом. И, надо сказать, с огромным мужеством, потому что язычники бились за свою веру «не щадя живота».

Но продвижение тевтонцев нравилось не всем. На эстонских язычников, например, положил глаз датский король Вальдемар II. А на ливонских, то есть латвийских, — бремен-ский архиепископ Гартвиг II. Именно он и затеял Ливонский крестовый поход.

Для жителей Бремена Ливония была достаточно известной территорией. Ещё в 1184 году туда вместе с купцами отправился монах Зегебергского монастыря Мей-нард, мечтавший обратить местных ливов в латинское христианство. Он испросил на это разрешение у полоцкого князя Владимира, которому некрещеные ливы платили дань. Владимир не возражал. Честно говоря, он устал воевать с язычниками. Усмирять их приходилось каждый год. Так что князь щедро одарил немецкого монаха и позволил ему отстроить в Икскюле христианскую часовню. Мейнард так и поступил. Он выписал с Готланда каменщиков и в 1185 году возвёл в Икскюле каменную церковь и маленькую крепость. В том же самом году в Бремене был избран архиепископом Гартвиг, и он с большим интересом отнёсся к ливонскому опыту Мейнарда, которого уже стали называть не иначе как «ливонским апостолом». В 1186 году Гартвиг произвёл Мейнарда в сан епископа, а ещё через два года римский папа создал новое «епископство Икскюль». В Ливонии стали возводиться каменные укрепления и монастыри. Однако ливы легко принимали крещение и так же легко возвращались в язычество.

Альберт, строитель

Убедившись, что ливы ускользают из-под церковной опеки, Гартвиг заговорил о Ливонском крестовом походе. Тем более что встревоженный Мейнард запросил военной помощи. В 1195 году он убедил римского папу уравнять в правах рыцарей, готовых сражаться в Ливонии, с левантийскими. Но Мейнард помощи получить не успел — умер во время одного из нападений язычников на Икскюль. На вакантное место бременский кукловод тут же определил локкумского аббата Бертольда Шульте. В 1198 году он снабдил нового епископа отличными рыцарями из Саксонии. Но — увы! — Бертольд, цистерцианец, соблюдал обет бедности, и это страшно не понравилось богатым ливам. Они плели заговор за заговором, чтобы его умертвить. Бертольд в ужасе бежал в Рим, где выпросил надёжное войско против супостатов. В первом же бою его убили. Причём от тела, как сообщает «Ливонская хроника», ничего не осталось — епископа разодрали на клочки.

Гартвиг был страшно раздосадован и решил попытать счастья в третий раз. Теперь он отправил епископом в Ливонию своего племянника — бременского каноника Альберта Буксгевдена. И в придачу к нему — рыцарское войско на 23 кораблях!

По традиции Альберта Буксгевдена считают основателем Риги. Якобы в 1201 году он собственноручно заложил первый камень и перенёс свою резиденцию из Икскюля, расположенного выше по Даугаве, в удобную морскую гавань. На самом деле, это вопрос спорный. Археологические находки показывают, что в окрестностях Риги уже существовало несколько поселений, хотя и без каменных построек. Но выбранное место, действительно, было хорошим — корабли могли приходить сюда и безопасно разгружаться и загружаться, а товары отлично хранились на прибрежных складах. Поэтому существует мнение, что одно из таких укреплений, будущая Рига, было построено ещё в 80-х годах XII века.

Местные легенды и вообще отдают честь строительства Риги великану Кристапу, то есть Христофору. Что же касается Альберта, можно сказать точно: с 1201-1202 года епископ Ливонии покинул Икскюль и стал возводить каменный город в устье Даугавы.

Поначалу Рига была совсем небольшой, но с каменными стенами высотой до 10 метров и толщиной до 2,5 метра. В городе были подворье самого епископа, Домская церковь, дома переселившихся в Ригу немецких бюргеров, рынок, складские помещения, административные здания.

Воин и стратег

Ливонская часть жизни Альберта тесно связана с новым военно-монашеским орденом меченосцев. Орден появился в знаменательное время — в разгар Четвёртого крестового похода христиан против христиан. Только в отличие от рыцарей, разграбивших православный Константинополь, Альберт предпочитал с местными православными князьями поддерживать мир. Одно время в орбиту его политики попал соседний Псков. Правда, для этого пришлось женить одного из своих многочисленных братьев, Дитриха, на дочке тогдашнего псковского князя Владимира Мстиславича.

Надо сказать, в Ригу епископ Альберт перетащил целую свору родственников. Одни занимали церковные должности, другие — муниципальные, а третьи, как положено детям и внукам министериалов, — военные.

Альберт оказался превосходным стратегом и воином. Он за короткое время основал кроме Рижского ещё несколько епископств — Эзельское, Дерптское, Эстляндское, Семигальское, Курляндское. Почти каждый год епископ инспектировал свои владения с меченосным войском. Рыцарей было немного, но они были хорошо вооружены и хорошо обучены, жили по строгому тамплиерскому уставу и давали 4 обета — послушания, целомудрия, бедности и борьбы с неверными. Как крестоносцы в Святой земле, Альберт мечтал создать христианское теократическое государство в Ливонии. Для этого требовалось прежде всего получить сан архиепископа. И хоть сам он себя так и называл, официально этого сана не удостоился.

Но Рига из совершенного захолустья превратилась скоро в крупнейший город на Балтике. Епископ отстроил крепость Дюнамюнде с цистерцианским монастырём, покорил Кокнес, Ерсику, Талаву, из рук короля Филиппа получил княжеский светский титул, добился независимости Ливонии как от Дании, так и от Бремена, основал церковь Святого Иакова и Домский собор, открыл школу и госпиталь Святого Духа, наладил торговлю с Витебском, Смоленском и Новгородом, начал чеканить собственную рижскую монету и скреплять документы городской печатью. В январе 1229 года, в преклонном уже возрасте он скончался. Еготело похоронили в недостроенном Домском соборе.

Источник: издание Загадки истории №33, август 2020 года
Рубрика: Религии мира
Автор: Михаил Ромашко

По материалам: https://ufospace.net/news-2023-05-06-8

Post a Comment

Предыдущий пост Следующий пост

Contact Form