Народная мудрость гласит, что два переезда равносильны одному пожару. В российской истории столицу уже переносили дважды. Но если в начале XVIII столетия при Петре I процесс обретения Санкт-Петербургом столичного статуса растянулся почти на десятилетие, то в марте 1918 года город утратил функции столицы буквально за считанные дни…
Куда исчезли тела погибших солдат в битве при Ватерлоо?
Слухи не соответствуют действительности!
1 марта 1918 года петроградцы, взволнованные слухами о возможном бегстве из города большевистского правительства, прочли в советских газетах официальное заявление ВЦИК: «Все слухи об эвакуации из Петрограда СНК и ЦИК совершенно ложны. СНК и ЦИК остаются в Петрограде и подготовляют самую энергичную оборону Петрограда…». Одновременно «Красная газета» поместила на первой полосе передовую статью «Не верьте провокационным слухам!», где подчёркивалось, что «никто из народных комиссаров, ни один из видных деятелей правительства… никуда не уезжал и уезжать не собирается. Никакие правительственные учреждения не вывозятся (не эвакуируются)…».
Тихая бухта
Все эти публикации были лишь частью обширной дезинформации, призванной скрыть принятое Совнаркомом постановление от 26 февраля 1918 года о переезде центральных государственных учреждений в Москву. Официально оно объяснялось резким ухудшением стратегической обстановки под Петроградом в связи с немецким наступлением. Генерал Михаил Бонч-Бруевич утверждал, что за несколько дней до этого написал специальный рапорт на имя Ленина, настаивая на немедленном переезде представителей высшей власти в Москву. На него якобы председатель Совнаркома и наложил резолюцию о своём согласии на переезд. Но был ли на самом деле этот рапорт, точно неизвестно.
Сколько было покушений на жизнь Ленина?
Однако главную роль при принятии такого решения сыграла не только, а может, и не столько военная обстановка. Вскоре был подписан Брестский мирный договор, и в намерения Германии явно не входил захват города с почти двухмиллионным населением, которое нужно было, кроме всего прочего, обеспечивать продовольствием. Более существенными оказались внутренние причины. Резкое ухудшение экономического положения Петрограда привело к росту антибольшевистских настроений не только среди значительной части рядовых обывателей, но и в рабочей среде. Кроме того, город буквально наводнили многочисленные беженцы, толпы вооружённых дезертиров с фронта и банды уголовников. В подобной ситуации Москва, где социальное и продовольственное положение было значительно лучше, представлялась советским лидерам относительно тихой заводью.
Не все большевистские вожди с лёгким сердцем приняли идею перемены столицы. Лев Троцкий позднее вспоминал: «Против переезда была большая, почти всеобщая оппозиция. Её возглавлял Зиновьев, выбранный к этому времени председателем Петроградского совета… Мы считали с Лениным наоборот, что переезд правительства в Москву является страховкой не только правительства, но и самого Петрограда. Искушение захватить одним коротким ударом революционную столицу вместе с правительством и для Германии, и для Антанты не могло не быть очень велико. Совсем другое дело — захватить голодный Петроград без правительства… В конце концов сопротивление было сломлено…».
Ложный след
Скрытно переправить такое количество советских чиновников было просто невозможно. Поэтому, публично разоблачая «контрреволюционные слухи» о бегстве правительства, руководивший организацией переезда управляющий делами СНК Владимир Бонч-Бруевич одновременно запустил другую дезинформацию. «По секрету» он сообщил представителям антибольшевистского профсоюза железнодорожников, что власти действительно планируют перенести правительственную резиденцию в один из волжских городов, поскольку «там посытнее, да и от немцев подальше», а сам переезд предполагается осуществить через полтора-два месяца. Для придания этой версии достоверности Ленин и Бонч-Бруевич даже отправили специального представителя в Нижний Новгород, якобы для подготовки помещений для эвакуируемых правительственных учреждений. В целом весь этот детективный сценарий сработал: властям удалось предотвратить крупные массовые беспорядки в Петрограде и возможные террористические акты.
А пассажиры подождут…
Изначально решение Совнаркома предполагало, что в Москву будет переведено минимальное количество служащих центрального аппарата с семьями и переправлены только самые важные бумаги и оборудование. На практике же руководство большинства наркоматов воспользовалось этой возможностью, чтобы вывезти в Москву всех своих многочисленных чиновников с их семьями, а также огромное количество оборудования, мебели и скарба. Для того чтобы отправить эшелонами такое огромное количество людей и грузов, пришлось даже пойти на временное прекращение пассажирского железнодорожного сообщения между Петроградом и Москвой.
Сталинские высотки на карте Москвы - легенды и мифы
Среди 1806 предметов, вывозимых Морским генеральным штабом, присутствовали не только документы, карты, кабинетная мебель, но и шторы, ковровые дорожки, зеркала, пепельницы, печки, тарелки, столовые приборы, самовары, обеденные столы, стулья, полотенца, одеяла и даже иконы. Наркомат иностранных дел захватил и свои банкетные сервизы, ящик с которыми уже в Москве в суматохе при разгрузке забыли на вокзале. Новому коменданту Кремля — матросу Павлу Малькову, к которому обратилась с просьбой о помощи заплаканная секретарша НКИДа, — пришлось лично доставлять солидный груз с золотыми кубками, позолоченными ложками и ножами и другими ценностями в новую резиденцию.
Временная столица
Согласно секретному плану предполагалось, что высшие органы советской власти — Совнарком и ВЦИК — и центральные комитеты большевистской и левоэсеровской партий покинут Петроград под покровом ночи с 10 на 11 марта. В особо тайной обстановке готовился специальный литерный поезд №4001, в котором должны были выехать Владимир Ленин, Надежда Крупская, сестра Ленина Мария Ульянова, наркомы, члены их семей и некоторые сотрудники Совнаркома. Местом его формирования стала небольшая станция Цветочная площадка, находившаяся на путях, примыкавших к Николаевской железной дороге.
В десятом часу вечера автомобиль, в котором находились Ленин, Крупская, Мария Ульянова, Владимир Бонч-Бруевич и его жена Вера Величкина, выехал из Смольного. После Московских ворот машина свернула налево и вскоре оказалась на Цветочной площадке. Здесь вождя встретили дежурные и проводили в отведённый для него салон-вагон.
5 легендарных встреч с дьяволом на протяжении истории
Как и намечалось, ровно в 22 часа 10 марта правительственный состав с погашенными огнями под охраной отряда латышских стрелков отправился в путь. Почти через сутки Ленин и его спутники без существенных происшествий прибыли в Москву. Правда, из-за сильной задержки в пути никакой официальной встречи главы правительства на вокзале не было, но, как пишет В.Д. Бонч-Бруевич, «автомобили всё-таки были высланы по условной телеграмме…».
И только через неделю, 16 марта 1918 года, после речи Григория Зиновьева, IV Всероссийский съезд Советов принял постановление «О переносе столицы из Петрограда в Москву», в котором говорилось: «В условиях того кризиса, который переживает русская революция в данный момент, положение Петрограда как столицы резко изменилось. Ввиду этого съезд постановляет, что впредь до изменения указанных условий столица Российской Социалистической Федеративной Советской Республики временно переносится из Петрограда в Москву». Но, как известно, в мире нет ничего более постоянного, чем временное…
Отъезд состоится при любой погоде
Каждый из отъезжавших правительственных чиновников накануне отъезда получил в запечатанном конверте секретное предписание за подписью В.Д. Бонч-Бруевича, в котором, в частности, говорилось:
«1) Отъезд в Москву состоится 10 марта с.г. в воскресенье, ровно в 10 часов вечера, с Цветочной площадки.
2) Цветочная площадка помещается за Московскими воротами (Московская застава)…
…
…
…
4) К отходу поезда стараться по возможности доставиться на вокзал своими средствами, в крайнем случае заблаговременно по тел. 1-19 просить выслать легковой автомобиль…
…
…
…
6) Поезд отойдёт ровно в 10 часов вечера, прошу приезжать на вокзал заблаговременно, не опаздывать».
Источник: издание Все загадки мира №15, Июль 2020 года
Рубрика: Совершенно секретно
Автор: Алексей Кулегин, кандидат исторических наук