Музей шпионских ошибок

Один из самых технологически оснащенных и занимательных музеев Америки - Международный музей шпионажа -можно было бы назвать Музеем ошибок. Ведь именно из-за ошибок имена агентов разных уровней становятся сначала достоянием гласности, а потом пополняют музейную коллекцию. Так, в залы музея в результате утечек, провалов и разоблачений прибывают досье и послужные списки шпионов, информация о шпионском оборудовании, сенсационные истории о шпионской деятельности.

Что касается шпионского оборудования, то оно - также разоблаченное - представлено в экспозиции музея во всем своем многообразии. В качестве примера можно привести один из самых впечатляющих экспонатов – деревянный резной орел-герб США.

ФБРовцы и сотрудники музея назвали его The Thing, то есть "Штука", почти как персонаж фантастического триллера. Эта "Штука" была подарена советскими школьниками послу США в Москве в 1946 году, когда "холодная война" (главный и самый богатый с точки зрения музейных материалов период истории XX века) только начиналась. КГБ оснастил этого орла жучком, который активировался из микроавтобуса, грипаркованного неподалеку от посольства, на Садовом кольце. Посол повесил милый подарок от пионеров в своем рабочем кабинете непосредственно над рабочим столом...

Разоблачили орла лишь через 6 лет - в 1952 году, а его начинку продемонстрировали мировому сообществу только в 1960-м: послу Генри Кэботу Лоджу и его коллегам было стыдно перед налогоплательщиками за многолетнюю утечку сверхсекретной информации. После обнародования всех фактов получился скандал и конфуз. Вопрос только в том, чей же это был провал - КГБ или ФБР?

Международный музей шпионажа в Вашингтоне (ММШ), как настоящий современный интерактивный музей, не только обрушивает на посетителя огромные объемы подобной информации, но еще и учит. В данном случае - учит вести себя осмотрительно и не повторять ошибок выдающихся и рядовых шпионов, которые могут привести к провалу на любом поприще. Потому что "All is not what it seems" - "Все вокруг - не то, чем кажется". Эта простая мысль внушается посетителю в каждом зале и через каждый экспонат. Она звучит из уст "бойцов невидимого фронта", рассказанная ими самими с экранов многочисленных мониторов. Она явствует из их судеб. А бойцы эти, если они не в тюрьме, как супершпион Олдрич Эймс или высокопоставленный американский контрразведчик Роберт Ханссен, 20 лет шпионивший на СССР и Россию, или не в могиле, как английские аристократы Филби, Маклейн, Берджесс, Блант и Кернкросс - члены знаменитой "кембриджской пятерки", то уж точно в Совете директоров ММШ.

Один из почетных членов Совета - пламенный борец с ленинградскими диссидентами, активный деятель ранней перестройки, а ныне - профессор Центра изучения проблем контрразведывательной деятельности и безопасности в Александрии (штат Вирджиния) -генерал Олег Данилович Калугин. Калугин, появляющийся на самом большом экране в своеобразном Зале Шпионской Славы с каким-то не очень внятным выступлением о том, как в Вашингтоне то ли он кого-то вербовал, то ли его самого вербовали, служит ярким подтверждением правоты музейных кураторов - действительно, не стоит доверять тому, что кажется на первый взгляд.

Об этом же свидетельствует судьба Энтони Бланта - самого высокопоставленного члена "кембриджской пятерки", который был разоблачен позже других, а именно - 15 ноября 1979 года. В этот день Маргарет Тэтчер сообщила палате общин, что сэр Энтони Блант, бывший главный хранитель коллекции произведений искусства Ее Величества Королевы, много лет был советским шпионом и "ловцом талантов" для СССР. Оказалось, что он добровольно сообщил о содеянном еще в 1964 году, но во избежание грандиозного скандала и дополнительных утечек информации его тихо лишили рыцарского звания и оставили на свободе.

Еще один слоган музея: "Now You'll Know" - "Теперь вы узнаете все". Ощущение почти полного знания о шпионаже как историко-культурном явлении, о главных героях-разведчиках, о методах и инструментарии их тяжкой работы создается за счет ударных музейных аттракционов. Они же наводят на мысль о том, что интернациональное и аполитичное шпионское сообщество, подобно легендарным масонским ложам, правит миром. Музей сразу берет посетителя в оборот и заставляет отвечать на массу вопросов, выполнять множество заданий, бесконечно обращаться к компьютерам, которыми напичканы залы, то есть испытывать на себе воздействие самых совершенных музейных технологий. Для осуществления такой игры с посетителями понадобились шестилетние усилия известных в Америке и во всем мире дизайнерских и архитектурных фирм и музейных консультантов. В результате их трудов музей сразу стал туристической Меккой столицы США. С мая месяца и до поздней осени в этот в общем-то недешевый частный музей выстраиваются длинные очереди, и администрация устанавливает сеансы посещения.

Проверка на прочность

Первое, что вы слышите, когда входите в музей и встаете в очередь за билетами, это бесконечно повторяющиеся вопросы: "Ваше подлинное имя? Нет, нас интересует Ваше подлинное имя! Кто с Вами работает? На кого Вы работаете?" И так далее... Это фонограмма допроса задержанного шпиона. На вопросы пока отвечать не надо - они просто помогают "скоротать время в очереди и в своеобразном "накопителе", где собирается группа на очередной сеанс. Но поневоле напрягаешься и сосредотачиваешься: что, если и вправду придется держать ответ перед органами - отечественными или зарубежными.

Над дверями лифта, который поднимает граждан, размышляющих о своем подлинном имени, висит, слегка покачиваясь на стропах и цепях, Феликс Эдмундович Дзержинский. То есть, конечно, не сам Главный Чекист, а известный памятник с Лубянской площади. Уверен, что подавляющее большинство посетителей понятия не имеют, кто этот мужчина с бородкой-эспаньолкой в длиннющей шинели и за что с ним так обошлись. Ведь сюда приходят в основном американцы и по преимуществу школьники - целыми классами с учителями или родителями, что естественно для такого просветительского музея-аттракциона, очень похожего на компьютерную игру-стратегию или игру-симулятор (то же самое, кстати, наблюдается и в другом чрезвычайно популярном вашингтонском музее - Музее Холокоста). И потому объект (Дзержинский) не столько информирует, сколько озадачивает и пугает- неосведомленный может подумать, что это какой-то шпион из далекого прошлого, у которого тоже хотели выяснить его настоящее имя... Скорее всего, Железный Феликс - экспозиционный вклад генерала Калугина, который лучше других знает, что произошло в Москве в августе 1991 года. С другой стороны, для тех, кто понимает, это намек на то, что шпионские войны нынче - это уже не схватка Востока и Запада, тоталитаризма и демократии, а нечто иное - например, борьба с международным терроризмом. Такое послание посетителю - мол, не напрягайтесь, господа, главного врага мы уже одолели, так что не волнуйтесь и попытайтесь получить удовольствие от нашей экспозиции.

#9
Легенды и прикрытия

Удовольствия начинаются прямо в лифте и в первом зале, украшенном эмблемами спецслужб не только великих держав, но и экзотических африканских, восточноазиатских стран и бывших советских республик: голос из динамика предупреждает, что слежка за вами уже ведется. Здесь же на стендах разложены образцы документов и валют и масса мелочовки, без которой шпиону невозможно отправиться в стан врага. Здесь, в этой комнате, каждый может выбрать для себя легенду, прикрытие и постараться запомнить все связанные с ними детали - биографию, цель поездки, контакты. Я, например, примерил на себя личину 34-летнего бизнесмена по имени Джон Кемпбелл, который торгует одеждой и едет на соответствующую ярмарку в Будапешт. Компьютер проверит легенду на входе в основную экспозицию, который являет собой некое пересечение границы. Если вы совершите несколько ошибок и забудете какие-то детали, начнутся неприятности. Из музея, конечно, не выгонят, но компьютер укажет на нежелательность вашего пребывания на подведомственной ему территории. Впрочем, на экспозицию можно проскользнуть и минуя интерактивные тесты.

Из зала "Легенды и прикрытия" группу посетителей провожают на обязательный просмотр "установочного фильма". Из этого достаточно эффектно снятого и бодро смонтированного кино следует, что разведчики и контрразведчики кишмя кишат в мегаполисах и столицах, что в Вашингтоне практически каждый второй скорее всего шпион, что одни шпионят из алчности, а другие - по идейным соображениям, но и тем, и другим следует быть осторожными. Они должны научиться искусству изменения внешности и перевоплощения, а также умению уходить от наружного наблюдения и другим полезным навыкам. Потому что судьба разоблаченного шпиона порой ужасна, имени его, скорее всего, никто так и не узнает, а "все вокруг - не то, чем кажется".

Шпионская школа

Тут вы переходите в основную экспозицию, где компьютер проверяет знание легенды и начинается обучение в музейной "Шпионской школе". Здесь специалисты ЦРУ и ФБР с многочисленных мониторов учат накладывать грим, работать с аэрофотосъемкой, подслушивать и находить подслушивающие устройства, скрытно фотографировать и вести наблюдение - то есть всему тому, без чего в реальной шпионской жизни не обойтись. Тем же занимаются многочисленные компьютеры. Одни демонстрируют аэрофотосъемку и предлагают, меняя масштаб, тени и очертания объектов, найти на съемке замаскированную иранскую военно-морскую базу или тренировочный лагерь террористов в Афганистане.

Другие позволяют "проанализировать опасность" - на экране появляются разные персонажи (рабочий с ящиком для инструментов, полицейский, женщина с коляской), и за отведенное время необходимо определить, кто из них - источник опасности.

Есть компьютеры, которые учат гримироваться или находить загримированного агента. К примеру, даются исходные данные - подозревается женщина-шпионка. Потом прокручивается клип (сценка в метро или в супермаркете), в котором участвует загримированный агент. Нужно кликнуть на фигуру, которая кажется подозрительной. В моем случае шпионка была загримирована под мужчину. Бонус для угадавшего - другой клип, в котором показывают, как мастера грима превращают вполне хорошенькую шпионку в пожилого лысого клерка.

Есть тренажеры и покруче. Над залом проложена вентиляционная труба, в которую можно залезть и ползти по ней до места, откуда слышны секретные переговоры высокопоставленных кубинских офицеров - соратников Фиделя Кастро.

Вообще, жучок (прослушивающее устройство) - один из главных героев Музея шпионажа. В залах "Шпионской школы” представлены десятки, если не сотни вариантов размещения этих смертельно опасных, но полезных насекомых. "Жучки" в пнях и цветочных горшках, в галстуках и каблуках, в сигаретных пачках и дамских безделушках. Жучками начинен и сам музей. Надев наушники, можно услышать разговоры посетителей, находящихся в другом зале.

Среди всевозможных шпионских технических приспособлений есть точные копии вещей легендарных - например, отравленный зонтик, от укола которым погиб болгарский диссидент Георгий Марков (производство КГБ). А есть экспонаты, которыми по каким-то своим внутренним причинам (наверное, потому что это вещи подлинные) музей особенно гордится. При этом выглядят они вполне неприметно, как и должно выглядеть настоящее шпионское оборудование. Некоторые из них хотелось бы выделить особо.

Пистолет в футляре из-под губной помады по прозвищу "Поцелуй смерти" (производство КГБ, 1965 год) - однозарядное стреляющее устройство калибра 4,5 мм, обладающее большой убойной силой, которое было впервые обнаружено при переходе советского агента из Восточного Берлина в Западный.

Миниатюрная камера, замаскированная под наручные часы (Западная Германия, 1949 год): агент мог сделать 6 снимков, прикидываясь, что проверяет, который час.

Камера, позволяющая фотографировать "через стену” (производство Штази, 1980-е годы), совместное производство двух соцстран - чешская механика, немецкая оптика. Такими приспособлениями, приводимыми в действие дистанционно, были оборудованы отели ГДР.

Пальто с пуговицами-фотокамерами (производство КГБ, 1970-е годы). По утверждению музейных кураторов, это устройство так хорошо себя зарекомендовало, что используется до сих пор.

Неизгладимое впечатление производит также объект, выставленный хоть и в другом зале, но, безусловно, относящийся к тому же типу экспонатов, - настоящий шедевр дизайнерской мысли и заботы о тех, кто попал на территорию противника. Это "маскировочные бахилы", изобретенные британской службой М19, которая обеспечивала эвакуацию и спасение английских летчиков во время Второй мировой войны. Обувь состоит из двух частей - обычных гражданских ботинок и теплых летных голенищ, которые можно отрезать специальным вмонтированным в них ножичком. Все это выглядит по-английски элегантно и добротно. По мысли специалистов М19, летчика, попавшего на оккупированную немцами территорию, могла выдать летная обувь, а, оставшись без голенищ, пилот мог вполне раствориться в толпе.

В "Шпионской школе" вас еще научат основам криптографии и взламывания кодов, продемонстрируют, как спрятать в автомобиле 5 человек и пересечь на нем границу, а заодно покажут стреляющий-летающий суперавтомобиль Джеймса Бонда "Астон Мартин".

Шпиономания

Огромный раздел музея - шпионские войны, история шпионажа. Здесь можно узнать о легендарных японских ниндзя, увидеть древнейший пример шпионской маскировки - Троянского коня, понять, что Ганнибал смог перейти Альпы и вторгнуться на Апеннинский полуостров с огромным обозом и слонами только благодаря дезинформации, распространявшейся его шпионской сетью. Подобно опытному древнеримскому разведчику, каждый может намотать ремень с вырезанными буквами на палку определенной толщины и получить сообщение о том, что "вторжение произойдет на рассвете 23 марта".

Вы обнаружите, что отцы американской нации - Джордж Вашингтон и Бенджамин Франклин -не только заложили основы американской демократии и государственности, но еще и создали целую систему дезинформации, вводившую в заблуждение британских разведчиков. А Томас Джефферсон в 90-х годах XVIII века изобрел шифровальный цилиндр (он выставлен тут же), принцип которого использовался для дешифровки даже во время Второй мировой войны.

Здесь даже Даниэль Дефо предстает не только одним из основоположников маринистской литературы, но и "отцом британских спецслужб", добровольно возложившим на себя обязанности штатного разведчика при палате общин. Заметим, что после опубликования "Робинзона Крузо" со шпионской деятельностью он завязал.

В небольшом зале, декорированном под будуар, вам поведают о роковых женщинах-шпионках, чьим главным профессиональным инструментом была сексуальная привлекательность. Изящное трюмо используется как экран, на котором демонстрируется слайд-фильм. Главная звезда, конечно, Мата Хари.

Отдельный раздел с эффектным слайд-фильмом посвящен делу Дрейфуса, невинно осужденного в 1894 году на пожизненное заключение за шпионаж а пользу Германии. Как известно, Дрейфуса оправдали в 1899-м во многом благодаря возбудившему общественное мнение письму Эмиля Золя "Я обвиняю". Видимо, в знак заслуг великого французского писателя в деле борьбы со шпиономанией основатели ММШ назвали его именем дорогой французский ресторан, входящий в музейный комплекс.

Наименее убедительным, что естественно, представляется небольшой зал, посвященный зарождению и первым шагам советских спецслужб. Здесь все свалено в кучу - "красный террор", разоблачение и казнь британского супершпиона Сиднея Рейли (который почему-то стоит в одном ряду со шпионившим на Россию в годы Первой мировой войны полковником Редлем - руководителем разведки и контрразведки австрийской армии), ужасы сталинских застенков, где погибли обвиненные в шпионаже Исаак Бабель и Карл Радек (довольно странный набор персонажей). Музейные дизайнеры предъявляют кабинет следователя НКВД с тяжелой мебелью и двумя телефонами и воссоздают комнату для допросов в Бутырках со шкафом, за дверцами которого - одиночная камера. Все это называется "Двери в ад". Звучат здесь и песни - революционные ("Отречемся от старого мира”), времен Гражданской войны ("Волочаевские дни") и просто русские народные песни, не имеющие к делу никакого отношения, В витринах лежат боевые награды: медали "За боевые заслуги" или "За оборону Москвы", которыми, как указано на этикетке, награждались "советские солдаты и агенты НКВД в годы войны". Хочется надеяться, что солдат все-таки было больше.

Нужные вещи

Музейный магазин - одно из самых симпатичных и привлекательных мест в ММШ. Чего здесь только нет! Разумеется, все о Джеймсе Бонде: его костюмы, его женщины, его оружие, музыка из фильмов о нем и сами фильмы. А также - множество безделушек с двойным дном и тайниками, ручки с невидимыми чернилами, приборы ночного видения, замаскированные под столовые приборы диктофоны, шифровальные (криптографические) игры и головоломки. Или еще элегантные контейнеры с какими-то гранулами с этикеткой, содержащей информацию, что это сверхсекретные документы ЦРУ, вернее - продукты их ежедневной переработки.

Спецканцтовары - папки для бумаг с грифом "Совершенно секретно", печати, на которых вырезано: "По прочтении - сжечь", "Не копировать", "Это самоуничтожающееся сообщение”, "Этого документа не существует".

Особое удовольствие доставляет просмотр книг из известной серии "Для чайников..." Только "чайники" здесь пытаются освоить не Word, а, например, криптографию. В серии также "Методы наружного наблюдения для чайников", "Боевые искусства для чайников", "Деятельность спецслужб" - для них же и тому подобное. По признанию продавцов, самым большим успехом у посетителей пользуются майка с надписью "Deny everything" ("Все отрицай") и кепка "Шпион". Есть майка, на которой изложены правила поведения в Москве ("Никогда не оборачивайся - ты под наблюдением"; "Всегда доверяй своим инстинктам"). Но это все - игрушки. А если серьезно, то тут можно купить и настоящие прослушивающие устройства (имея в виду, правда, что в некоторых штатах- список прилагается - использование этого приспособления незаконно) или камеру наблюдения, замаскированную под уловитель дыма.

А вы сами похожи на шпиона?

Прежде чем покинуть музей, вы попадаете в своеобразную переходную зону, где одни компьютеры проверяют, как вы запомнили свою легенду, и решают вопрос о том, выпускать вас из страны или сдать спецслужбам, а другие помогают найти окна вашей квартиры на аэрофотосъемке, сделанной со спутника. На стене висит простой объект - зеркало. Оно находится в нарисованном на стене растре оптического прицела. Под зеркалом надпись: "Вы увидели множество шпионских лиц. А вы сами похожи на шпиона?" Вопрос серьезный. Не найдя однозначного ответа, я оглянулся и увидел, что за компьютером два пастора проверяются на знание легенды. О том, что эти люди священнослужители, свидетельствовали только длинные черные пиджаки и белые подворотнички. Выглядели они крайне подозрительно...

Источник: "Интересная газета. Мир непознанного" №9 2014 г.

Музей шпионских ошибок

Post a Comment

Предыдущий пост Следующий пост

Contact Form