Многие знают о работах знаменитого советского ученого физика — Андрея Дмитриевича Сахарова. Но речь пойдет о его учителе — академике Игоре Евгеньевиче Тамме (1895-1971).
Советский физик-теоретик, лауреат Сталинских премий, Нобелевский лауреат, каждый раз заполняя автобиографическую анкету знал, что его «подозрительное» происхождение опять приведет к массе неприятностей: в прошлом меньшевик, обучался за границей, его брат в 1936 году был расстрелян, как враг народа, отец, по специальности инженер, сидел в тюрьме за то, что жил в оккупированном немцами Киеве. Да и самому Игорю Евгеньевичу в то время постоянно грозил арест и объявление «врагом народа».
Выпускник Эдинбургского университета, накануне начала Первой мировой войны, поступил на физико-математический факультет Московского университета. Очень долгое время И. Тамм не мог найти своего пути в физике. Все изменила его встреча в Одессе с удивительно талантливым физиком Л. И. Мандельштамом в Политехническом институте. Вернувшись в 20-е годы в Москву, Игорь Евгеньевич серьезно занялся теоретической физикой. Об этом времени И. Тамм писал: «Все мои мысли заняты физикой».
Его первый научный труд по теории относительности заслужил высокой оценки самого великого Эйнштейна. Выдающийся голландский физик Пауль Эренфест, ознакомившись с работами И. Тамма, выхлопотал ему стипендию для прохождения научной практики за границей. Благодаря этому, И. Тамму удалось поработать в крупнейших физических лабораториях Германии и Голландии. Он приобрел много друзей среди зарубежных ученых-физиков, познакомился с А. Эйнштейном и другими мировыми знаменитостями.
Окрыленный, полный сил и желания работать Игорь Евгеньевич возвращается на Родину. Шел 1936 год. Его брата — крупного инженера Леонида Тамма обвинили в организации взрывов коксовых батарей на Донбассе и арестовали. Были расстреляны ученик И. Тамма — Семен Шубин и его друг — физик Борис Гессен. Самого И. Тамма не тронули, поскольку он занимался элементарными частицами и теорией атомного ядра.
Его долго не подпускали к проекту создания атомного оружия из-за его «плохих» анкетных данных. Лишь в 1946 году, благодаря заступничеству Игоря Курчатова, он стал работать в группе, занимающейся созданием водородной бомбы. Именно в это время под его руководством начал работать А.Д. Сахаров в засекреченном институте «Арзамас-16». В 1953 году был произведен первый взрыв водородной бомбы. А в 1958 году Игорь Евгеньевич вместе в двумя другими талантливыми учеными — П.А. Черенковым и И.М. Франком получили Нобелевскую премию. И. Тамм стал первым советским физиком — Нобелевским лауреатом.
В жизни И. Тамм был очень открытым человеком, помогал друзьям, легко расставался с деньгами, раздавая их нуждающимся. Его дом был всегда открыт для гостей. Он был замечательным рассказчиком, говорил очень быстро, поэтому друзья в шутку придумали единицу скороговорки — «один тамм». Ученый владел французским, итальянским, немецким, английским, голландским языками. Находясь на острие науки, И. Тамм приветствовал и стремился к обсуждению самых «сумасшедших» идей.
Удивительно, но именно физик И. Тамм стал на защиту отечественной генетики, разгромленной приближенным к власти, полуграмотным фанатиком «народным академиком» Трофимом Лысенко. Этот проходимец развернул целую компанию по преследованию ученых-генетиков и добился запрещения генетических исследований в СССР. Лысенко на сессии ВАСХНИЛ в 1948 бросил в зал: «Генетика — продажная девка империализма…». Его речь была полна оскорблений в адрес генетики. По приказу министра высшего образования было уволено около трех тысяч ученых-генетиков. С этого момента и на несколько десятилетий в СССР генетика несла на себе печать «лженауки».
Борьба с «лысенковщиной» была связана с арестами, изгнаниями с работы, тюрьмами, «судами чести». Такой непростой путь прошли советские генетики, чтобы восстановить отрасль отечественной науки. Им противостоял правительственный и партийный аппарат всего государства. Тогда защитники генетики полностью были согласны со словами знаменитого Н.И. Вавилова: «Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся!».
Только после снятия Н. Хрущева с должности, генетика начала восстанавливать свои позиции, но было упущено очень много времени и зарубежные ученые-генетики ушли далеко вперед от своих советских коллег. На совести Лысенко и его покровителей разрушение традиций советской генетики, нарушение связи поколений.
Трудно переоценить огромное значение генетики в нашей жизни. Особенно существенны ее успехи в медицине: удалось установить свыше тысячи наследственных заболеваний у человека. Разработаны методы, внедрение которых позволило предупредить последствия наследственных заболеваний. Очень эффективными оказались разработки генетиков в борьбе с раком. В фармацевтике, именно благодаря генетическим исследованиям, удалось наладить выпуск эффективных антибиотиков.
Огромна роль генетики в развитии сельского хозяйства в части выведения новых пород и сортов, а также в значительном усовершенствовании старых. Благодаря работам генетиков удалось вывести более дорогие и удивительно красивые сорта меха.
Одним из примеров необычного использования разработок генетиков — применения генетических алгоритмов для прогнозирования страховых рисков. Страховая компания, работающая на рынке страхования автомобилей, использует информационный банк, включающий такие данные, как максимальную скорость автомобиля, возраст водителя и год выпуска автомобиля, сведения о выплатах компенсаций по страховым случаям и т.д. Далее, собранная информация, поступает на обработку генетическому оператору и на выходе расчет страхового риска. При использовании этого метода важно своевременно обновлять информацию в базе данных.
На основе разработанных генетических алгоритмов Дж. Холланд создал классифицирующие системы, которые вполне можно применить в области управления.
Сегодня никого не удивит то, что современные ученые успешно развивают методы, в основе которых лежит объединение генетических алгоритмов и технологии инженерии.
Надо признать, что все современные работы русских генетиков стали возможными благодаря таким ученым, как Игорь Евгеньевич Тамм, своевременно ставшим на защиту русской школы генетиков против мракобесия и подлости безграмотных, мнимых ученых и их покровителей.
Генная инженерия в СССР