40 лет назад, 22 января 1973 года, произошла катастрофа, ставшая одной из самых трагичных и самых загадочных в истории советского воздушного флота. Внятного объяснения этому происшествию не найдено и по сей день.
Полет подходил к концу…
Ан-24Б Краснодарского авиаотряда выполнял обычный рейс по маршруту Краснодар – Волгоград – Саратов – Казань – Пермь, имея на борту пять членов экипажа и 39 пассажиров. Утомительный полет уже подходил к концу, до посадки в Перми оставалось каких-то 20 минут. Ан-24Б следовал в эшелоне на высоте 5400 метров особым воздушным коридором, предназначенным для гражданских самолетов, поскольку трасса пролегала над районом, густо насыщенным военными и промышленными объектами. К защите военных и государственных секретов от воздушного шпионажа в Советском Союзе относились очень серьезно, и причины тому были более чем веские. За бортом стоял сильнейший мороз (у земли – 41 градус ниже нуля), но состояние атмосферы было идеальным: ни ветерка, ни облачка. И поэтому у пермских авиадиспетчеров немедленно появились плохие предчувствия, когда в 02:00 местного времени с краснодарским бортом пропала связь.
Страшная находка у села Петухова
Развернутый поиск быстро увенчался успехом, если, конечно, можно так сказать о последствиях катастрофы. В 500 метрах от села Петухова, что в 95 километрах от Перми, был обнаружен перевернутый фюзеляж Ан-24 с оторванными консолями (внешняя часть крыла за мотором). Живых не было. Восстанавливая шаг за шагом последовательность событий, специалисты выяснили обстоятельства трагедии, вызывающие одновременно недоумение и ужас.
Ан-24Б был оснащен полным комплектом приборов, фиксирующих все параметры полета, в том
числе переговоры экипажа. Все оборудование уцелело. Из расшифровки записей следовало, что испытанный и надежный самолет «взбесился» мгновенно, без всяких видимых причин, свалившись в резкий правый крен, столь же внезапно сменившийся левым, – воздушное судно затягивало в гибельную спираль. О том, насколько неожиданно произошел сбой, говорит речевой накопитель: пилоты успели только выругаться, а дальше все внимание приковало к себе управление.
Командир экипажа, бывший военный летчик-инструктор Евгений Дегтярев, яростно сражался с обезумевшей машиной, так что на костяшках его пальцев, намертво прикипевших к штурвалу, выступили синяки. И почти победил: вывел ее в горизонтальный полет на высоте 2700 метров. Но тут Ан снова «запсиховал» и резко начал набирать высоту, словно задумал выполнить мертвую петлю. На такие маневры ни один пассажирский самолет не рассчитан. В верхней точке петли оторвались консоли крыльев и хвост, и самолет, войдя в штопор, столкнулся с землей практически плашмя в перевернутом положении.
Пожара не произошло. Вытекшее топливо мгновенно впитал полутораметровый слой снега. Эта снежная подушка сыграла роль амортизатора, сохранив жизнь, как установила медэкспертиза, семерым пассажирам. Все они получили тяжелые травмы, но при своевременном оказании помощи могли остаться в живых. Но тот же самый снег, что уберег некоторых при ударе, лишил их шанса на спасение.
Представим себе: деревня, два часа ночи, на улице – лютый мороз, хороший хозяин собаку из дому не выгонит, и тут – ощутимый, но отдаленный толчок. Те немногие, кто проснулся и выглянул в окно, ничего не увидели – ведь пожара не было!
– Чертовщина какая-то! Ладно, завтра глянем, утро вечера мудренее, – и петуховцы вернулись в постели. Можно ли осудить их за это?
Тем временем один из пассажиров, летевший в зимний отпуск курсант военного училища, сумел выбраться из салона через трупы и обломки, каким-то невероятным образом, несмотря на ранения, преодолел 500 метров непролазного снега до ближайшего дома, но… постучать в дверь сил ему уже не хватило.
Можно представить себе ужас и горечь хозяина дома, открывшего дверь поутру: ведь мог бы помочь!
Последняя живая пассажирка, полуторалетняя девочка, скончалась в салоне примерно за час до появления спасателей. Поистине, второго такого удручающего, обидного и горького случая стечения обстоятельств в истории воздушных катастроф не найти…
Удар снаружи или изнутри?
Перетащить обломки самолета в пермский аэропорт, за сотню километров по снежной целине, было неимоверно сложно. И тем не менее это было сделано в кратчайший срок, причем именно военными – немаловажный момент! Цепи солдат, двигаясь по грудь в снегу, миноискателями и просто голыми руками нащупывали все, что могло хоть отдаленно быть похоже на обломки самолета.
В Перми обломками вплотную занялся опытнейший инженер, начальник отдела техконтроля Краснодарского авиаотряда Николай Бердников. Цепь его умозаключений была простой и логичной: нарушение управления машиной по крену и тангажу (угол наклона оси самолета к
горизонту) возможно лишь при разрушении связей, соединяющих штурвальную колонку пилота и рули самолета. На сей счет кровавый опыт воздушных катастроф говорит об одном: в 99,99% случаев эти связи рвутся из-за усталости металла или ошибок эксплуатации (износ, или техник гайку забыл законтрить, т.е. предотвратить откручивание), и лишь в 0,01% – из-за внешнего воздействия, читай: удара, диверсии. Так вот, даже опытный слесарь, не говоря уже об авиационном инженере, рассмотрев место излома металла, определит, что послужило причиной: усталость или удар. На Ан-24Б борта 46276 тяги управления были перебиты ударом.
Следующий шаг экспертов под руководством Бердникова – установить, откуда мог быть нанесен этот удар: изнутри или снаружи. Вариант взрыва на борту пришлось безоговорочно отбросить: экспертиза показала отсутствие на внутренних элементах обшивки фюзеляжа нитратов, непременных спутников в подобных случаях. Но если не изнутри, значит, снаружи?
А снаружи отсутствовал приличный кусок обшивки между 7-м и 11-м шпангоутами, т.е. около 1,5 метра шириной. А сбоку от пробоины на обшивке фюзеляжа остались следы инородной краски, словно кто-то чиркнул по самолетному дюралю железкой защитного цвета. Иными словами, нечто тяжелое врезалось в левый борт воздушного судна, перерубив рулевые тяги и обрекая машину на гибель. И появилось предположение: Ан-24Б был сбит зенитной ракетой из-за того, что, дескать, шел «по минному полю» специального коридора и случайно уклонился в сторону. А у проклятых вояк всегда так: только сделал «шаг вправо, шаг влево» – тут тебе и конец, сначала стреляют, потом фамилию спрашивают.
Очень злобные вояки
Совещание по итогам расследования катастрофы стало тяжким испытанием для всех, да иначе и быть не могло. Но представитель штаба Уральского округа противовоздушной обороны выложил на стол неопровержимый, убойный документ: официальный акт, согласно которому в ночь с 21 на 22 января военные не проводили пусков зенитных ракет, даже с учебными целями, и не поднимали в воздух истребители.
И вот здесь для современного читателя требуется пояснение. Вы вправе спросить:
– Подумаешь, вояки заявили, что они не при делах! Да кто им мешал соврать, чтобы избежать уголовной ответственности?
Мешали армейская контрразведка, Второе главное управление КГБ СССР (государственная контрразведка), Прокуратура СССР. Эти органы были призваны пресекать любые «закидоны» военных – неважно, по глупости, по пьянке или по наущению зарубежной разведки. И дело свое они делали прекрасно, о чем можно написать тысячу статей и рассказов. И любые преступные ошибки военных, повлекшие за собой гибель людей, всегда карались безжалостно. Так вот, по линиям спецслужб никаких донесений не поступало – никто не стрелял! Но самое главное, с точки зрения автора, немало поработавшего с боеприпасами всех типов, – это совершенно параноидальная (а может, и нет?) советская система обеспечения безопасности оружия. Советскую зенитную ракету «просто так», сдуру, запустить невозможно. Она является частью сложной интегральной системы «кабина управления – пусковая установка – ракета» и содержит столько степеней «защиты от дурака и преступника», что преодолеть их может только старший офицер: командир зенитного дивизиона в ранге не ниже майора. И если бы что-то подобное произошло в 1973 году, прокуратура с подачи контрразведки просто порвала бы виновного «на фантики».
Итак…
Во вступлении было сказано, что катастрофа борта 46276 – одна из наиболее трагичных в истории «Аэрофлота». Да, по количеству жертв это происшествие не является рекордным, бывали, к сожалению, и более масштабные. Но по стечению гибельных и необъяснимых обстоятельств инцидент над Пермью, пожалуй, не имеет себе равных…
Сергей ДУНАЕВ
Загадка гибели борта 46276
Полет подходил к концу…
Ан-24Б Краснодарского авиаотряда выполнял обычный рейс по маршруту Краснодар – Волгоград – Саратов – Казань – Пермь, имея на борту пять членов экипажа и 39 пассажиров. Утомительный полет уже подходил к концу, до посадки в Перми оставалось каких-то 20 минут. Ан-24Б следовал в эшелоне на высоте 5400 метров особым воздушным коридором, предназначенным для гражданских самолетов, поскольку трасса пролегала над районом, густо насыщенным военными и промышленными объектами. К защите военных и государственных секретов от воздушного шпионажа в Советском Союзе относились очень серьезно, и причины тому были более чем веские. За бортом стоял сильнейший мороз (у земли – 41 градус ниже нуля), но состояние атмосферы было идеальным: ни ветерка, ни облачка. И поэтому у пермских авиадиспетчеров немедленно появились плохие предчувствия, когда в 02:00 местного времени с краснодарским бортом пропала связь.
Страшная находка у села Петухова
Развернутый поиск быстро увенчался успехом, если, конечно, можно так сказать о последствиях катастрофы. В 500 метрах от села Петухова, что в 95 километрах от Перми, был обнаружен перевернутый фюзеляж Ан-24 с оторванными консолями (внешняя часть крыла за мотором). Живых не было. Восстанавливая шаг за шагом последовательность событий, специалисты выяснили обстоятельства трагедии, вызывающие одновременно недоумение и ужас.
Ан-24Б был оснащен полным комплектом приборов, фиксирующих все параметры полета, в том
Командир экипажа, бывший военный летчик-инструктор Евгений Дегтярев, яростно сражался с обезумевшей машиной, так что на костяшках его пальцев, намертво прикипевших к штурвалу, выступили синяки. И почти победил: вывел ее в горизонтальный полет на высоте 2700 метров. Но тут Ан снова «запсиховал» и резко начал набирать высоту, словно задумал выполнить мертвую петлю. На такие маневры ни один пассажирский самолет не рассчитан. В верхней точке петли оторвались консоли крыльев и хвост, и самолет, войдя в штопор, столкнулся с землей практически плашмя в перевернутом положении.
Пожара не произошло. Вытекшее топливо мгновенно впитал полутораметровый слой снега. Эта снежная подушка сыграла роль амортизатора, сохранив жизнь, как установила медэкспертиза, семерым пассажирам. Все они получили тяжелые травмы, но при своевременном оказании помощи могли остаться в живых. Но тот же самый снег, что уберег некоторых при ударе, лишил их шанса на спасение.
Представим себе: деревня, два часа ночи, на улице – лютый мороз, хороший хозяин собаку из дому не выгонит, и тут – ощутимый, но отдаленный толчок. Те немногие, кто проснулся и выглянул в окно, ничего не увидели – ведь пожара не было!
– Чертовщина какая-то! Ладно, завтра глянем, утро вечера мудренее, – и петуховцы вернулись в постели. Можно ли осудить их за это?
Тем временем один из пассажиров, летевший в зимний отпуск курсант военного училища, сумел выбраться из салона через трупы и обломки, каким-то невероятным образом, несмотря на ранения, преодолел 500 метров непролазного снега до ближайшего дома, но… постучать в дверь сил ему уже не хватило.
Можно представить себе ужас и горечь хозяина дома, открывшего дверь поутру: ведь мог бы помочь!
Последняя живая пассажирка, полуторалетняя девочка, скончалась в салоне примерно за час до появления спасателей. Поистине, второго такого удручающего, обидного и горького случая стечения обстоятельств в истории воздушных катастроф не найти…
Удар снаружи или изнутри?
Перетащить обломки самолета в пермский аэропорт, за сотню километров по снежной целине, было неимоверно сложно. И тем не менее это было сделано в кратчайший срок, причем именно военными – немаловажный момент! Цепи солдат, двигаясь по грудь в снегу, миноискателями и просто голыми руками нащупывали все, что могло хоть отдаленно быть похоже на обломки самолета.
В Перми обломками вплотную занялся опытнейший инженер, начальник отдела техконтроля Краснодарского авиаотряда Николай Бердников. Цепь его умозаключений была простой и логичной: нарушение управления машиной по крену и тангажу (угол наклона оси самолета к
Следующий шаг экспертов под руководством Бердникова – установить, откуда мог быть нанесен этот удар: изнутри или снаружи. Вариант взрыва на борту пришлось безоговорочно отбросить: экспертиза показала отсутствие на внутренних элементах обшивки фюзеляжа нитратов, непременных спутников в подобных случаях. Но если не изнутри, значит, снаружи?
А снаружи отсутствовал приличный кусок обшивки между 7-м и 11-м шпангоутами, т.е. около 1,5 метра шириной. А сбоку от пробоины на обшивке фюзеляжа остались следы инородной краски, словно кто-то чиркнул по самолетному дюралю железкой защитного цвета. Иными словами, нечто тяжелое врезалось в левый борт воздушного судна, перерубив рулевые тяги и обрекая машину на гибель. И появилось предположение: Ан-24Б был сбит зенитной ракетой из-за того, что, дескать, шел «по минному полю» специального коридора и случайно уклонился в сторону. А у проклятых вояк всегда так: только сделал «шаг вправо, шаг влево» – тут тебе и конец, сначала стреляют, потом фамилию спрашивают.
Очень злобные вояки
Совещание по итогам расследования катастрофы стало тяжким испытанием для всех, да иначе и быть не могло. Но представитель штаба Уральского округа противовоздушной обороны выложил на стол неопровержимый, убойный документ: официальный акт, согласно которому в ночь с 21 на 22 января военные не проводили пусков зенитных ракет, даже с учебными целями, и не поднимали в воздух истребители.
И вот здесь для современного читателя требуется пояснение. Вы вправе спросить:
– Подумаешь, вояки заявили, что они не при делах! Да кто им мешал соврать, чтобы избежать уголовной ответственности?
Мешали армейская контрразведка, Второе главное управление КГБ СССР (государственная контрразведка), Прокуратура СССР. Эти органы были призваны пресекать любые «закидоны» военных – неважно, по глупости, по пьянке или по наущению зарубежной разведки. И дело свое они делали прекрасно, о чем можно написать тысячу статей и рассказов. И любые преступные ошибки военных, повлекшие за собой гибель людей, всегда карались безжалостно. Так вот, по линиям спецслужб никаких донесений не поступало – никто не стрелял! Но самое главное, с точки зрения автора, немало поработавшего с боеприпасами всех типов, – это совершенно параноидальная (а может, и нет?) советская система обеспечения безопасности оружия. Советскую зенитную ракету «просто так», сдуру, запустить невозможно. Она является частью сложной интегральной системы «кабина управления – пусковая установка – ракета» и содержит столько степеней «защиты от дурака и преступника», что преодолеть их может только старший офицер: командир зенитного дивизиона в ранге не ниже майора. И если бы что-то подобное произошло в 1973 году, прокуратура с подачи контрразведки просто порвала бы виновного «на фантики».
Итак…
Во вступлении было сказано, что катастрофа борта 46276 – одна из наиболее трагичных в истории «Аэрофлота». Да, по количеству жертв это происшествие не является рекордным, бывали, к сожалению, и более масштабные. Но по стечению гибельных и необъяснимых обстоятельств инцидент над Пермью, пожалуй, не имеет себе равных…
Сергей ДУНАЕВ
Загадка гибели борта 46276