Весной 1897 года вся Америка смотрела в небо. Почти каждый день над тем или иным местом появлялись таинственные "воздушные корабли", мигая разноцветными огнями. Прожекторы невероятной мощи прорезали ночной мрак, превращая ночь в день. Журналисты терялись в догадках, кому же принадлежит честь "завоевания воздуха", выдвигая самые безумные версии. Большинство американцев думали, что некие "таинственные изобретатели", построив где-то в глуши воздухоплавательные аппараты, теперь испытывают их над городами и весями Америки, хотя кое-кто поговаривал о марсианах.
МАРСИАНЕ ЛЕТЯТ!
Некто Адам Олдхэм написал в "Clarksville Daily Leaf-Chronicle", что, по его мнению, над страной летают именно марсиане. Путешествуя "со скоростью электричества", жители Красной планеты "...очевидно, боятся совершить посадку среди чужих людей, которые с их точки зрения могут казаться варварами, поэтому они проводят разведку, осматривая страну то там, то здесь, прежде чем приземлиться". Его письмо было напечатано 17 апреля 1897 года. Именно тогда в городе Аурора взорвался марсианский космический корабль! "Около шести часов утра жители Ауроры, вставшие спозаранку, были удивлены неожиданным появлением воздушного корабля, который летает по всей стране, - сообщил внештатный корреспондент "Dallas Morning News" Ф.Е. Хейдон.
- Он следовал строго на север и был гораздо ближе к земле, нежели ранее. По-видимому, какие-то машины на его борту были неисправны, так что корабль развивал скорость всего десять или двенадцать миль в час и постепенно опускался к земле. Он пролетел над общественной площадью и, когда корабль достиг северной части города, врезался в ветряную мельницу судьи Проктора. Ужасный взрыв разметал его на куски, засыпав обломками несколько акров земли, разрушил мельницу, бак с водой и уничтожил сад с цветами, принадлежащий судье. В корабле, судя по всему, находился только один пилот, и хотя его останки были сильно изуродованы, оставшегося было достаточно, чтобы понять: он не из жителей нашей планеты.
Офицер войск связи США м-р Т. Дж. Уимс, находящийся на службе в нашем городе, который является специалистом по астрономии, считает, что погибший был жителем планеты Марс. Бумаги, найденные на его теле, - по-видимому, путевые заметки - написаны некими неизвестными иероглифами, и их не смогли расшифровать. Корабль разрушен слишком сильно, чтобы можно было придти к какому-либо выводу относительно его строения или движущей его силы. Он был построен из неизвестного металла, напоминающего что-то среднее между алюминием и серебром; должно быть, корабль весил несколько тонн.
Сегодня город полон людей, которые рассматривают место крушения и подбирают образчики странного металла среди обломков. Похороны пилота состоятся завтра в полдень". Почти то же самое было напечатано в газете "Fort Worth Register", но там заметка (явно заимствованная из "Dallas Morning News") кончалась немного по-другому: "Пилота, который не являлся жителем нашей планеты, похоронили по-христиански на кладбище Ауроры". По-видимому, журналисты приняли за чистую монету слова Хейдона о том, что похороны пришельца должны состояться восемнадцатого апреля, и сами ничего не проверяли. На сей раз сенсация прошла незамеченной среди множества газетных "уток", расплодившихся в газетах на почве всеобщей "аэромании". За шесть дней до появления на свет заметки Хейдона иллинойская "Sterling Evening Gazette" рассказала, что ранним утром 9 апреля 1897 года во время бури "воздушный корабль" разбился близ города Ланарк на ферме некоего Иоганна Флигелтауба.
Только один из трех пассажиров "корабля" уцелел, но после истерических воплей впал в бессознательное состояние. Флигелтауб якобы оттащил пришельца, одетого "по моде греков во времена Христа", в комнату к себе домой и быстро разрекламировал свою находку, взимая "за осмотр" корабля по доллару. Корреспондент газеты "успокоил свои нервы морфином и кокаином", вошел в комнату и расспросил пилота (который к тому времени пришел в себя). На "волапюке" - мало кому известном искусственном языке, в то время конкурирующем с эсперанто, пилот сказал, что упавший корабль прибыл с Марса. Потом, когда силы марсианина восстановились, он починил свой космический корабль, погрузил на него тела погибших спутников и улетел. Репортер вернулся в отель, где "...сидел всю ночь, куря опиум и поедая гашиш, чтобы достичь должной кондиции для написания этой статьи". Комментарии здесь вряд ли требуются...
В "Saginaw Courier-Herald" от 17 апреля 1897 г. появилась не менее безумная история о том, что около Рейнольдса (штат Мичиган) "воздушный корабль" совершил посадку. В нем был марсианин ростом свыше трех метров, "почти голый, который, казалось, страдал от жары". Когда к нему подошел один из местных фермеров, злобный пришелец сломал ему ногу. В те же дни доверчивость читателей проверяли еще одной байкой: о встрече с тварями, имевшими огромные жабры и "острые, как гвозди, ноги", коими те на своей родной планете втыкаются в почву. Глаза чудовищ из "корабля" напоминали вареные яйца, а вместо рук у них были клешни - "наилучшее приспособление для того, чтобы продираться сквозь крайне плотный воздух на их родине"! Однако верхом издевательства над доверием читателей было письмо от... марсианина, которое тоже было напечатано. Оно гласило:
"Владыка Марса, по-видимому, послал один из своих электрических воздушных кораблей в исследовательскую экспедицию на более молодые и обширные миры. Корабли созданы из легчайших и прочнейших материалов и движимы самыми совершенными электрическими машинами. Алюминий и стекло, упрочненные теми же химическими процессами, что формируют наши алмазы, являются основным материалом для этих наиболее совершенных кораблей. В движении с известного расстояния они имеют вид огненного шара, будучи управляемы всецело за счет электрического тока, который вырабатывается на самом корабле. Скорость наших марсианских кораблей очень высока и может быть доведена до 1000 миль в секунду. Фактически с марсианскими изобретениями пространство становится почти ничем. Корабли могут таким образом приспосабливать свои курсы, что, когда они желают остановиться, могут, например, зависнуть на определенном градусе широты и подождать, пока повернется сама Земля, - так, чтобы ее вращение переместило любую избранную ими местность гораздо ближе без всякого воздухоплавания".
Другие шутники и мистификаторы "уронили на землю" не менее десятка кораблей, но у них на борту неизменно оказывались самые обычные земляне, а не пришельцы. Сообщение из Ауроры прошло незамеченным еще и потому, что газета, в которой оно было опубликовано, не раз испытывала терпение читателей неправдоподобными байками о "воздушных кораблях". В номере от 19 апреля, где напечатали заметку Ф. Хейдона, было еще четыре "воздухоплавательные" истории. "Dallas Morning News" не стеснялась печатать и заведомый бред, вроде "удивительной встречи" судьи Лава из техасского городка Уаксахачи.
Судья со своим приятелем, отправившись порыбачить, якобы встретил на берегу Чамберс-Крик "группу из пяти странно одетых людей", а рядом с ними - не менее странный аппарат. "Судя по описаниям и зарисовкам, ранее опубликованным в "News", он, наверное, являлся воздушным кораблем". Его пилоты, одетые в меха, курили трубки. Переговоры на приличном английском раскрыли тайну: корабль прилетел "...из земли за полярными морями", где живут "потомки некоторых из пропавших десяти колен Израилевых". Главный полярный еврей сказал: "В первый день января Историческое общество полярных земель решило послать группу кораблей в Соединенные Штаты и Европу. Оно распорядилось построить двадцать кораблей, которые поднимают по пять человек, специально для этой цели. Первого марта 1897 года десять кораблей отправились в Европу, а другие десять - в Америку.
...Те десять воздушных кораблей, что отправились в Соединенные Штаты, договорились встретиться в Нэшвилле, шт. Теннеси, чтобы принять участие в Выставке Столетия 18 и 19 июня; в эти дни корабли можно будет увидеть на выставке бесплатно". Конечно же, никто не прилетел ни на Выставку Столетия в Нэшвилле, ни на Транс-Миссисипскую выставку в Омахе, куда пообещал пригнать свой корабль еще один "летчик" (на сей раз американец, некто С.А. Клинтон). Шумиху окончательно добил знаменитый изобретатель, кумир народа Томас Эдисон. Когда очередной розыгрыш связали с его именем, он заявил:
"Абсолютно абсурдно предполагать, что можно построить удачный воздушный корабль и сохранить это в тайне... Если изобретут воздушный корабль, то он не будет иметь форму воздушного шара. Это будет аппарат, который поднимется в воздух при помощи очень мощного, но легкого мотора. Пока еще никто не сконструировал такого мотора..." Слова изобретателя подействовали на нацию, как влажное одеяло на лихорадящего больного. "Корабельная" истерия заметно поутихла, и люди, даже действительно видевшие что-то необычное в небе, уже не торопились делиться этим с окружающими. Шутники тоже замолкли, сообразив, что тема уже приелась. Отдельные сообщения о кораблях продолжали поступать вплоть до августа, когда, наконец, все окончательно заглохло. Историю с гибелью "марсианина" забыли на целых семьдесят лет. Но не навсегда...
РАЗОБЛАЧЕНИЯ
Когда уфологи снова открыли полузабытую "волну воздушных кораблей" 1897 года, исследователи кинулись извлекать все новые и новые истории из пожелтевших подшивок газет тех лет. Дональд Хэнлон, который первым нашел заметку Хейдона, не знал, что и подумать. "От прочтения таких вещей, - писал он, - вы либо разразитесь взрывом смеха, либо отправитесь в Техас с лопатой и киркой". Знаменитый астроном и уфолог д-р Аллен Хайнек решил обойтись без лопаты и даже без личного присутствия. Он позвонил своему другу в Техас, чтобы тот съездил на место происшествия и сам все проверил.
В 1966 году, когда так и не названный по имени друг Хайнека прибыл в Аурору, ее и городом-то назвать было трудно. В забытом всеми местечке осталось жить менее трехсот человек. Но тогда, в конце XIX века, это был самый крупный населенный пункт округа Уайз (в нем проживало более трех тысяч человек) и важная остановка на "тропе Чизхольма" - главной трассе, по которой ковбои перегоняли скот на Дикий Запад. Всем казалось, что у города есть будущее, но... судьба распорядилась иначе. Сначала вспыхнула эпидемия лихорадки, изрядно пополнив местное кладбище. Многие предпочли не дожидаться своей участи. Потом погибли хлопковые плантации, и те, кто остались без работы, тоже не стали задерживаться.
Но самый страшный удар Аурора пережила, когда железная дорога прошла мимо: существование города лишилось всякого смысла, и люди продолжали жить в нем только по инерции. В городке была всего одна станция техобслуживания, которой владел Браули Оатс. Она стояла как раз на месте фермы мирового судьи Проктора. Однако сам Оатс ничего не знал про "крушение" и посоветовал съездить к местному старожилу - Оскару Лоуэри. Разыскать его оказалось нетрудно. Оскару Лоуэри в 1897 году было двенадцать лет. Он сказал уфологу, что никаких крушений в городе не было, по крайней мере лично он ничего подобного не помнит. Да и само содержимое заметки указывает, что Хейдон все выдумал от начала и до конца. Упомянутый в ней Т.Дж. Уимс, "офицер войск связи США", на самом деле был местным кузнецом и не имел никакого отношения ни к армии, ни тем более к астрономии.
На ферме судьи Проктора никогда не стояла ветряная мельница, так что "марсианскому кораблю" было просто не во что врезаться... Лоуэри добавил, что к нему уже приходило человек двадцать, которые желали что-то узнать про крушение. Один журналист даже предлагал деньги, чтобы он взял свои слова обратно и подтвердил, что пятьдесят лет назад в городе разбился "марсианский корабль". Оскар не пожелал кривить душой на старости лет и отказался от заманчивого предложения. Кладбище, где якобы похоронили "пилота корабля", в те времена, да и сейчас принадлежало Масонскому ордену. Масоны сохранили тщательнейшие записи о всех погребениях; как и следовало ожидать, никаких записей про похороны "марсианина" там не было.
Походив среди могил, друг Хайнека не нашел ни одного неопознанного надгробия. Среди тех, кто приезжал в Аурору и говорил с Оскаром Лоуэри, был доктор Альфред Краус из Килгорского научно-исследовательского института. Он не поленился притащить на место "крушения" металлоискатель, но, если не считать ржавых гвоздей, кусков упряжи и тому подобного хлама, ничего не нашел. Ни одного куска "неизвестного металла", который якобы засыпал все вокруг, ему не досталось. Обозреватель "Dallas Morning News" (той самой газеты, в которой была напечатана заметка Хейдона) Фрэнк Толберт в номере от 4 января 1967 г. связал "крушение" с нашумевшим "заговором телеграфистов". В 50-60-х годах еще были живы люди, которые не только хорошо помнили события 1897 года, но и принимали активное участие в разжигании "воздухоплавательной истерии".
Пожилые телеграфисты рассказывали, что "шутка" была придумана их коллегами из Айовы; они сочинили рассказ о "корабле" и передали его по линии. Вскоре десятки железнодорожных телеграфистов включились в обман, не без удовольствия читая заголовки газет о "воздушном корабле". Толберт пришел к выводу, что крушения НЛО "скорее всего, никогда не было". Он не рискнул добавить, что журналистская этика в те годы была понятием незнакомым и его газета немало поразвлеклась за счет читателей, придумывая безумные истории про "корабли" даже без помощи телеграфистов-заговорщиков. Еще в 1947 году журналист Билл Эдвардс, который пятьдесят лет назад работал репортером в "Dallas Morning News", признался, что из-за недостатка настоящих новостей выдумывал "воздушные" байки. К началу 70-х годов почти все исследователи пришли к выводу, что заметка Хейдона была одной из многочисленных шуток, которые родились во время "воздухоплавательной истерии".
Почти, но не все. В 1973 году Билл Кейс, обозреватель техасской газеты "Dallas Times Herald", начал собственное расследование случая в Ауроре. Сенсации так и посыпались на головы доверчивых читателей. Во-первых, Браули Оатс изменил свою историю! Теперь он заявил, что слышал про крушение НЛО "всю свою жизнь". Когда Оатс в 1945 году помогал конопатить старый колодец "около ветряной мельницы судьи Проктора", они якобы вынули оттуда "множество металлических обломков". Нашлись и другие пожилые жители Ауроры, которые вроде бы подтвердили "крушение". Кейс приводил рассказ 92-летней Мэри Эванс:
"Мне было тогда всего пятнадцать лет; я все позабыла про крушение и вспомнила, только когда о нем стали недавно писать в газетах. Мы жили в самой Ауроре, но мама и папа не разрешили мне пойти с ними, когда они пошли посмотреть на место крушения - мельницу судьи Проктора. Вернувшись домой, они рассказали, как взорвался корабль. Пилот был выброшен из него и погиб при крушении. Горожане, которые нашли его останки и похоронили в тот же день на кладбище Ауроры, сказали, что он был "карликом". Крушение явно изрядно взволновало всех, многие были напуганы. Люди не знали, чего ожидать. Это произошло за много лет до того, как и у нас появились какие бы то ни было самолеты или другие воздухоплавательные аппараты". Любой психолог подтвердит, что подобные "показания" можно целиком и полностью отнести за счет "ложной памяти".
Если человек упорно хочет что-то вспомнить или его настойчиво упрашивают вспомнить, даже пребывая в менее почтенном возрасте, он обязательно "вспомнит". Но, похоже, речь здесь идет не о "ложной памяти" Мэри, а о подлоге со стороны нечестного исследователя. Мисс Эванс сказала уфологам, что Кейс приписал ей "много лишнего" и она "ничего такого" не говорила. Билл Кейс и его коллега из "Fort Worth Star-Telegram" Джим Маррс приводили рассказ 83-летнего Чарльза С. Стефенса о том, что он со своим отцом видел пролет "воздушного корабля" в сторону Ауроры, слышал взрыв, видел взметнувшееся над городом пламя. Утром отец съездил в Аурору, где видел кучу искореженного металла и горелой резины. Но... когда уфологи захотели лично услышать рассказ Стефенса, он ответил: "Ни я, ни мой отец не видели никакого "корабля".
Все, что я сам видел в 1897 году - пожар в Ауроре. Думаю, что это был обычный пожар, просто чей-то дом загорелся". Еще один "очевидец" Кейса, как оказалось впоследствии, в 1897 году учился в Оклахоме и ничего не знал о крушении. Другие старожилы тоже очень разочаровали сторонников "марсианина, разбившегося в Ауроре". Этта Пегюс, 86-летняя журналистка, писательница и активный член местного Исторического общества, рассказала: "Это была мистификация, придуманная Хейдоном и группой мужчин, которые собрались на посиделки в городской лавке. Хейдон был известный выдумщик..." Этта подтвердила, что у судьи Проктора никогда не было ветряной мельницы. Если бы Кейс ограничился переделыванием рассказов местных жителей, вряд ли его статьи произвели такую шумиху. Однако Билл заявил, что в его руках оказались обломки "корабля"! Первым какие-то куски металла притащил Кейсу "охотник за научными сокровищами" Фрэнк Келли из Корпс-Кристи, сказав, что нашел их "в данном районе", то есть где-то поблизости от бывшей фермы Проктора. Этот металл был отправлен на анализ в несколько научных лабораторий.
Физик Том Грэй из Северо-Техасского университета заявил, что по меньшей мере один кусок был "необычным". Три фрагмента, которые он исследовал, оказались, по его словам, "характерным для этой местности металлом", но четвертый был чем-то другим. Кусок выглядел так, словно кто-то вылил расплавленный металл на землю. Он состоял из железа (75 процентов) и цинка (25%) с небольшими примесями других элементов, но не проявлял магнитных свойств. Когда этот кусок достался канадским специалистам, они не нашли в нем "...никаких аномалий химического состава или необычных структурных характеристик".
Журнал "APRO Bulletin" обратил внимание, что обломок был в сравнительно хорошем состоянии; если железно-цинковый сплав провел под землей все 75 лет, то вряд ли бы он так хорошо сохранился. Скорее всего, предположили исследователи, кусок попал в землю гораздо позже и не имеет никакого отношения к "катастрофе" 1897 года. Еще один обломок, найденный Кейсом и его помощниками, при анализе оказался состоящим из алюминия (83%) и цинка (16%) с предположительным наличием следов марганца и меди. Этот состав мог принадлежать множеству самых обычных алюминиевых сплавов, но, как заявили ученые из корпорации "Макдоннел-Дуглас", до 1908 года ничего подобного не выпускалось. Вопрос остается прежним: кто может поручиться, что данный кусок имеет отношение к событиям 1897 года, а не занесен на участок гораздо позже? Обратите внимание, что ни один из "обломков корабля марсианина" не совпадал с описанием Хейдона: заметка гласила, что он был "построен из неизвестного металла, напоминающего что-то среднее между алюминием и серебром". Это лишний раз доказывает, что подобранные обломки не имеют ничего общего с "крушением".
Однако все это бледнеет по сравнению с "главным открытием" Кейса: он заявил, что нашел на задворках кладбища могилу "марсианина"! Подозрительная могила была маленькой, рассчитанной на карлика или ребенка. В изголовье захоронения стоял весьма грубо обработанный камень с не менее грубым рисунком - что-то вроде поваленной на бок букву "V" с двумя или тремя кружками внутри. Надо было иметь из ряда вон выходящее воображение, чтобы увидеть в нем "край дисковидного НЛО", "комету" или "сигарообразный корабль с иллюминаторами". Скептики утверждали, что это вовсе не рисунок, а случайные царапины от плуга или кирки. Походив над могилой с металлоискателем, Билл Кейс обнаружил в ней "по меньшей мере три куска металла". Оставалось только вскрыть могилу и посмотреть, кто (или что) в ней лежит. Шумиха вокруг кладбища достигла апогея. Фрэнк Толберт вспоминал, что в те дни "слышал больше разговоров об Ауроре, чем про Уотергейтский скандал".
Сейчас бесполезно гадать, кто и зачем ограбил могилу. Сам Кейс за год до смерти сказал, что считает это делом рук правительства. Но зачем правительственным агентам такие сложности, когда можно было вырыть тело и утащить его целиком со всей одеждой и металлом? Если они намеревались скрыть факт, что в могиле лежит "марсианин", почему оставили его кости, по которым можно без труда опознать, инопланетное это существо или нет? Даже если "Мемориальная ассоциация Ауроры" сменит гнев на милость и даст разрешение на эксгумацию ограбленной могилы, это вряд ли положит конец спорам. Допустим, что в ней лежит ребенок, одна из жертв эпидемии 1891 года, когда людей хоронили сотнями и могли случайно пропустить его могилку в кладбищенских записях.
Фанатики "пришельцев" вряд ли признают поражение. Они тут же скажут, что это не та могила, и "пилот" мог быть похоронен в любом другом месте. А разрешения на вскрытие всех восьмисот с лишним могил уже никто не даст. В любом случае взрыв "марсианского корабля" прямо посреди города должен был оставить гораздо больше следов - полицейские рапорты насчет пожара, обломки, подобранные на память, кладбищенские записи и записи в городской хронике, фотографии, документы Исторического общества, старые дневники и письма, наконец, хоть какое-то продолжение истории Хейдона в газетах. Ничего подобного в Ауроре нет, и никогда не было...
Автор: Михаил ГЕРШТЕЙН, Санкт-Петербург
Аурора, 1897: похороны Марсианина?
МАРСИАНЕ ЛЕТЯТ!
Некто Адам Олдхэм написал в "Clarksville Daily Leaf-Chronicle", что, по его мнению, над страной летают именно марсиане. Путешествуя "со скоростью электричества", жители Красной планеты "...очевидно, боятся совершить посадку среди чужих людей, которые с их точки зрения могут казаться варварами, поэтому они проводят разведку, осматривая страну то там, то здесь, прежде чем приземлиться". Его письмо было напечатано 17 апреля 1897 года. Именно тогда в городе Аурора взорвался марсианский космический корабль! "Около шести часов утра жители Ауроры, вставшие спозаранку, были удивлены неожиданным появлением воздушного корабля, который летает по всей стране, - сообщил внештатный корреспондент "Dallas Morning News" Ф.Е. Хейдон.
- Он следовал строго на север и был гораздо ближе к земле, нежели ранее. По-видимому, какие-то машины на его борту были неисправны, так что корабль развивал скорость всего десять или двенадцать миль в час и постепенно опускался к земле. Он пролетел над общественной площадью и, когда корабль достиг северной части города, врезался в ветряную мельницу судьи Проктора. Ужасный взрыв разметал его на куски, засыпав обломками несколько акров земли, разрушил мельницу, бак с водой и уничтожил сад с цветами, принадлежащий судье. В корабле, судя по всему, находился только один пилот, и хотя его останки были сильно изуродованы, оставшегося было достаточно, чтобы понять: он не из жителей нашей планеты.
Офицер войск связи США м-р Т. Дж. Уимс, находящийся на службе в нашем городе, который является специалистом по астрономии, считает, что погибший был жителем планеты Марс. Бумаги, найденные на его теле, - по-видимому, путевые заметки - написаны некими неизвестными иероглифами, и их не смогли расшифровать. Корабль разрушен слишком сильно, чтобы можно было придти к какому-либо выводу относительно его строения или движущей его силы. Он был построен из неизвестного металла, напоминающего что-то среднее между алюминием и серебром; должно быть, корабль весил несколько тонн.
Сегодня город полон людей, которые рассматривают место крушения и подбирают образчики странного металла среди обломков. Похороны пилота состоятся завтра в полдень". Почти то же самое было напечатано в газете "Fort Worth Register", но там заметка (явно заимствованная из "Dallas Morning News") кончалась немного по-другому: "Пилота, который не являлся жителем нашей планеты, похоронили по-христиански на кладбище Ауроры". По-видимому, журналисты приняли за чистую монету слова Хейдона о том, что похороны пришельца должны состояться восемнадцатого апреля, и сами ничего не проверяли. На сей раз сенсация прошла незамеченной среди множества газетных "уток", расплодившихся в газетах на почве всеобщей "аэромании". За шесть дней до появления на свет заметки Хейдона иллинойская "Sterling Evening Gazette" рассказала, что ранним утром 9 апреля 1897 года во время бури "воздушный корабль" разбился близ города Ланарк на ферме некоего Иоганна Флигелтауба.
Только один из трех пассажиров "корабля" уцелел, но после истерических воплей впал в бессознательное состояние. Флигелтауб якобы оттащил пришельца, одетого "по моде греков во времена Христа", в комнату к себе домой и быстро разрекламировал свою находку, взимая "за осмотр" корабля по доллару. Корреспондент газеты "успокоил свои нервы морфином и кокаином", вошел в комнату и расспросил пилота (который к тому времени пришел в себя). На "волапюке" - мало кому известном искусственном языке, в то время конкурирующем с эсперанто, пилот сказал, что упавший корабль прибыл с Марса. Потом, когда силы марсианина восстановились, он починил свой космический корабль, погрузил на него тела погибших спутников и улетел. Репортер вернулся в отель, где "...сидел всю ночь, куря опиум и поедая гашиш, чтобы достичь должной кондиции для написания этой статьи". Комментарии здесь вряд ли требуются...
В "Saginaw Courier-Herald" от 17 апреля 1897 г. появилась не менее безумная история о том, что около Рейнольдса (штат Мичиган) "воздушный корабль" совершил посадку. В нем был марсианин ростом свыше трех метров, "почти голый, который, казалось, страдал от жары". Когда к нему подошел один из местных фермеров, злобный пришелец сломал ему ногу. В те же дни доверчивость читателей проверяли еще одной байкой: о встрече с тварями, имевшими огромные жабры и "острые, как гвозди, ноги", коими те на своей родной планете втыкаются в почву. Глаза чудовищ из "корабля" напоминали вареные яйца, а вместо рук у них были клешни - "наилучшее приспособление для того, чтобы продираться сквозь крайне плотный воздух на их родине"! Однако верхом издевательства над доверием читателей было письмо от... марсианина, которое тоже было напечатано. Оно гласило:
"Владыка Марса, по-видимому, послал один из своих электрических воздушных кораблей в исследовательскую экспедицию на более молодые и обширные миры. Корабли созданы из легчайших и прочнейших материалов и движимы самыми совершенными электрическими машинами. Алюминий и стекло, упрочненные теми же химическими процессами, что формируют наши алмазы, являются основным материалом для этих наиболее совершенных кораблей. В движении с известного расстояния они имеют вид огненного шара, будучи управляемы всецело за счет электрического тока, который вырабатывается на самом корабле. Скорость наших марсианских кораблей очень высока и может быть доведена до 1000 миль в секунду. Фактически с марсианскими изобретениями пространство становится почти ничем. Корабли могут таким образом приспосабливать свои курсы, что, когда они желают остановиться, могут, например, зависнуть на определенном градусе широты и подождать, пока повернется сама Земля, - так, чтобы ее вращение переместило любую избранную ими местность гораздо ближе без всякого воздухоплавания".
Другие шутники и мистификаторы "уронили на землю" не менее десятка кораблей, но у них на борту неизменно оказывались самые обычные земляне, а не пришельцы. Сообщение из Ауроры прошло незамеченным еще и потому, что газета, в которой оно было опубликовано, не раз испытывала терпение читателей неправдоподобными байками о "воздушных кораблях". В номере от 19 апреля, где напечатали заметку Ф. Хейдона, было еще четыре "воздухоплавательные" истории. "Dallas Morning News" не стеснялась печатать и заведомый бред, вроде "удивительной встречи" судьи Лава из техасского городка Уаксахачи.
Судья со своим приятелем, отправившись порыбачить, якобы встретил на берегу Чамберс-Крик "группу из пяти странно одетых людей", а рядом с ними - не менее странный аппарат. "Судя по описаниям и зарисовкам, ранее опубликованным в "News", он, наверное, являлся воздушным кораблем". Его пилоты, одетые в меха, курили трубки. Переговоры на приличном английском раскрыли тайну: корабль прилетел "...из земли за полярными морями", где живут "потомки некоторых из пропавших десяти колен Израилевых". Главный полярный еврей сказал: "В первый день января Историческое общество полярных земель решило послать группу кораблей в Соединенные Штаты и Европу. Оно распорядилось построить двадцать кораблей, которые поднимают по пять человек, специально для этой цели. Первого марта 1897 года десять кораблей отправились в Европу, а другие десять - в Америку.
...Те десять воздушных кораблей, что отправились в Соединенные Штаты, договорились встретиться в Нэшвилле, шт. Теннеси, чтобы принять участие в Выставке Столетия 18 и 19 июня; в эти дни корабли можно будет увидеть на выставке бесплатно". Конечно же, никто не прилетел ни на Выставку Столетия в Нэшвилле, ни на Транс-Миссисипскую выставку в Омахе, куда пообещал пригнать свой корабль еще один "летчик" (на сей раз американец, некто С.А. Клинтон). Шумиху окончательно добил знаменитый изобретатель, кумир народа Томас Эдисон. Когда очередной розыгрыш связали с его именем, он заявил:
"Абсолютно абсурдно предполагать, что можно построить удачный воздушный корабль и сохранить это в тайне... Если изобретут воздушный корабль, то он не будет иметь форму воздушного шара. Это будет аппарат, который поднимется в воздух при помощи очень мощного, но легкого мотора. Пока еще никто не сконструировал такого мотора..." Слова изобретателя подействовали на нацию, как влажное одеяло на лихорадящего больного. "Корабельная" истерия заметно поутихла, и люди, даже действительно видевшие что-то необычное в небе, уже не торопились делиться этим с окружающими. Шутники тоже замолкли, сообразив, что тема уже приелась. Отдельные сообщения о кораблях продолжали поступать вплоть до августа, когда, наконец, все окончательно заглохло. Историю с гибелью "марсианина" забыли на целых семьдесят лет. Но не навсегда...
РАЗОБЛАЧЕНИЯ
Когда уфологи снова открыли полузабытую "волну воздушных кораблей" 1897 года, исследователи кинулись извлекать все новые и новые истории из пожелтевших подшивок газет тех лет. Дональд Хэнлон, который первым нашел заметку Хейдона, не знал, что и подумать. "От прочтения таких вещей, - писал он, - вы либо разразитесь взрывом смеха, либо отправитесь в Техас с лопатой и киркой". Знаменитый астроном и уфолог д-р Аллен Хайнек решил обойтись без лопаты и даже без личного присутствия. Он позвонил своему другу в Техас, чтобы тот съездил на место происшествия и сам все проверил.
В 1966 году, когда так и не названный по имени друг Хайнека прибыл в Аурору, ее и городом-то назвать было трудно. В забытом всеми местечке осталось жить менее трехсот человек. Но тогда, в конце XIX века, это был самый крупный населенный пункт округа Уайз (в нем проживало более трех тысяч человек) и важная остановка на "тропе Чизхольма" - главной трассе, по которой ковбои перегоняли скот на Дикий Запад. Всем казалось, что у города есть будущее, но... судьба распорядилась иначе. Сначала вспыхнула эпидемия лихорадки, изрядно пополнив местное кладбище. Многие предпочли не дожидаться своей участи. Потом погибли хлопковые плантации, и те, кто остались без работы, тоже не стали задерживаться.
Но самый страшный удар Аурора пережила, когда железная дорога прошла мимо: существование города лишилось всякого смысла, и люди продолжали жить в нем только по инерции. В городке была всего одна станция техобслуживания, которой владел Браули Оатс. Она стояла как раз на месте фермы мирового судьи Проктора. Однако сам Оатс ничего не знал про "крушение" и посоветовал съездить к местному старожилу - Оскару Лоуэри. Разыскать его оказалось нетрудно. Оскару Лоуэри в 1897 году было двенадцать лет. Он сказал уфологу, что никаких крушений в городе не было, по крайней мере лично он ничего подобного не помнит. Да и само содержимое заметки указывает, что Хейдон все выдумал от начала и до конца. Упомянутый в ней Т.Дж. Уимс, "офицер войск связи США", на самом деле был местным кузнецом и не имел никакого отношения ни к армии, ни тем более к астрономии.
На ферме судьи Проктора никогда не стояла ветряная мельница, так что "марсианскому кораблю" было просто не во что врезаться... Лоуэри добавил, что к нему уже приходило человек двадцать, которые желали что-то узнать про крушение. Один журналист даже предлагал деньги, чтобы он взял свои слова обратно и подтвердил, что пятьдесят лет назад в городе разбился "марсианский корабль". Оскар не пожелал кривить душой на старости лет и отказался от заманчивого предложения. Кладбище, где якобы похоронили "пилота корабля", в те времена, да и сейчас принадлежало Масонскому ордену. Масоны сохранили тщательнейшие записи о всех погребениях; как и следовало ожидать, никаких записей про похороны "марсианина" там не было.
Походив среди могил, друг Хайнека не нашел ни одного неопознанного надгробия. Среди тех, кто приезжал в Аурору и говорил с Оскаром Лоуэри, был доктор Альфред Краус из Килгорского научно-исследовательского института. Он не поленился притащить на место "крушения" металлоискатель, но, если не считать ржавых гвоздей, кусков упряжи и тому подобного хлама, ничего не нашел. Ни одного куска "неизвестного металла", который якобы засыпал все вокруг, ему не досталось. Обозреватель "Dallas Morning News" (той самой газеты, в которой была напечатана заметка Хейдона) Фрэнк Толберт в номере от 4 января 1967 г. связал "крушение" с нашумевшим "заговором телеграфистов". В 50-60-х годах еще были живы люди, которые не только хорошо помнили события 1897 года, но и принимали активное участие в разжигании "воздухоплавательной истерии".
Пожилые телеграфисты рассказывали, что "шутка" была придумана их коллегами из Айовы; они сочинили рассказ о "корабле" и передали его по линии. Вскоре десятки железнодорожных телеграфистов включились в обман, не без удовольствия читая заголовки газет о "воздушном корабле". Толберт пришел к выводу, что крушения НЛО "скорее всего, никогда не было". Он не рискнул добавить, что журналистская этика в те годы была понятием незнакомым и его газета немало поразвлеклась за счет читателей, придумывая безумные истории про "корабли" даже без помощи телеграфистов-заговорщиков. Еще в 1947 году журналист Билл Эдвардс, который пятьдесят лет назад работал репортером в "Dallas Morning News", признался, что из-за недостатка настоящих новостей выдумывал "воздушные" байки. К началу 70-х годов почти все исследователи пришли к выводу, что заметка Хейдона была одной из многочисленных шуток, которые родились во время "воздухоплавательной истерии".
Почти, но не все. В 1973 году Билл Кейс, обозреватель техасской газеты "Dallas Times Herald", начал собственное расследование случая в Ауроре. Сенсации так и посыпались на головы доверчивых читателей. Во-первых, Браули Оатс изменил свою историю! Теперь он заявил, что слышал про крушение НЛО "всю свою жизнь". Когда Оатс в 1945 году помогал конопатить старый колодец "около ветряной мельницы судьи Проктора", они якобы вынули оттуда "множество металлических обломков". Нашлись и другие пожилые жители Ауроры, которые вроде бы подтвердили "крушение". Кейс приводил рассказ 92-летней Мэри Эванс:
"Мне было тогда всего пятнадцать лет; я все позабыла про крушение и вспомнила, только когда о нем стали недавно писать в газетах. Мы жили в самой Ауроре, но мама и папа не разрешили мне пойти с ними, когда они пошли посмотреть на место крушения - мельницу судьи Проктора. Вернувшись домой, они рассказали, как взорвался корабль. Пилот был выброшен из него и погиб при крушении. Горожане, которые нашли его останки и похоронили в тот же день на кладбище Ауроры, сказали, что он был "карликом". Крушение явно изрядно взволновало всех, многие были напуганы. Люди не знали, чего ожидать. Это произошло за много лет до того, как и у нас появились какие бы то ни было самолеты или другие воздухоплавательные аппараты". Любой психолог подтвердит, что подобные "показания" можно целиком и полностью отнести за счет "ложной памяти".
Если человек упорно хочет что-то вспомнить или его настойчиво упрашивают вспомнить, даже пребывая в менее почтенном возрасте, он обязательно "вспомнит". Но, похоже, речь здесь идет не о "ложной памяти" Мэри, а о подлоге со стороны нечестного исследователя. Мисс Эванс сказала уфологам, что Кейс приписал ей "много лишнего" и она "ничего такого" не говорила. Билл Кейс и его коллега из "Fort Worth Star-Telegram" Джим Маррс приводили рассказ 83-летнего Чарльза С. Стефенса о том, что он со своим отцом видел пролет "воздушного корабля" в сторону Ауроры, слышал взрыв, видел взметнувшееся над городом пламя. Утром отец съездил в Аурору, где видел кучу искореженного металла и горелой резины. Но... когда уфологи захотели лично услышать рассказ Стефенса, он ответил: "Ни я, ни мой отец не видели никакого "корабля".
Все, что я сам видел в 1897 году - пожар в Ауроре. Думаю, что это был обычный пожар, просто чей-то дом загорелся". Еще один "очевидец" Кейса, как оказалось впоследствии, в 1897 году учился в Оклахоме и ничего не знал о крушении. Другие старожилы тоже очень разочаровали сторонников "марсианина, разбившегося в Ауроре". Этта Пегюс, 86-летняя журналистка, писательница и активный член местного Исторического общества, рассказала: "Это была мистификация, придуманная Хейдоном и группой мужчин, которые собрались на посиделки в городской лавке. Хейдон был известный выдумщик..." Этта подтвердила, что у судьи Проктора никогда не было ветряной мельницы. Если бы Кейс ограничился переделыванием рассказов местных жителей, вряд ли его статьи произвели такую шумиху. Однако Билл заявил, что в его руках оказались обломки "корабля"! Первым какие-то куски металла притащил Кейсу "охотник за научными сокровищами" Фрэнк Келли из Корпс-Кристи, сказав, что нашел их "в данном районе", то есть где-то поблизости от бывшей фермы Проктора. Этот металл был отправлен на анализ в несколько научных лабораторий.
Физик Том Грэй из Северо-Техасского университета заявил, что по меньшей мере один кусок был "необычным". Три фрагмента, которые он исследовал, оказались, по его словам, "характерным для этой местности металлом", но четвертый был чем-то другим. Кусок выглядел так, словно кто-то вылил расплавленный металл на землю. Он состоял из железа (75 процентов) и цинка (25%) с небольшими примесями других элементов, но не проявлял магнитных свойств. Когда этот кусок достался канадским специалистам, они не нашли в нем "...никаких аномалий химического состава или необычных структурных характеристик".
Журнал "APRO Bulletin" обратил внимание, что обломок был в сравнительно хорошем состоянии; если железно-цинковый сплав провел под землей все 75 лет, то вряд ли бы он так хорошо сохранился. Скорее всего, предположили исследователи, кусок попал в землю гораздо позже и не имеет никакого отношения к "катастрофе" 1897 года. Еще один обломок, найденный Кейсом и его помощниками, при анализе оказался состоящим из алюминия (83%) и цинка (16%) с предположительным наличием следов марганца и меди. Этот состав мог принадлежать множеству самых обычных алюминиевых сплавов, но, как заявили ученые из корпорации "Макдоннел-Дуглас", до 1908 года ничего подобного не выпускалось. Вопрос остается прежним: кто может поручиться, что данный кусок имеет отношение к событиям 1897 года, а не занесен на участок гораздо позже? Обратите внимание, что ни один из "обломков корабля марсианина" не совпадал с описанием Хейдона: заметка гласила, что он был "построен из неизвестного металла, напоминающего что-то среднее между алюминием и серебром". Это лишний раз доказывает, что подобранные обломки не имеют ничего общего с "крушением".
Однако все это бледнеет по сравнению с "главным открытием" Кейса: он заявил, что нашел на задворках кладбища могилу "марсианина"! Подозрительная могила была маленькой, рассчитанной на карлика или ребенка. В изголовье захоронения стоял весьма грубо обработанный камень с не менее грубым рисунком - что-то вроде поваленной на бок букву "V" с двумя или тремя кружками внутри. Надо было иметь из ряда вон выходящее воображение, чтобы увидеть в нем "край дисковидного НЛО", "комету" или "сигарообразный корабль с иллюминаторами". Скептики утверждали, что это вовсе не рисунок, а случайные царапины от плуга или кирки. Походив над могилой с металлоискателем, Билл Кейс обнаружил в ней "по меньшей мере три куска металла". Оставалось только вскрыть могилу и посмотреть, кто (или что) в ней лежит. Шумиха вокруг кладбища достигла апогея. Фрэнк Толберт вспоминал, что в те дни "слышал больше разговоров об Ауроре, чем про Уотергейтский скандал".
Табличка Исторической Комиссии Техаса на воротах кладбища в г. Аврора около места предполагаемого захоронения пришельца с кратким изложением события. @wikipedia.org
"Мемориальная ассоциация Ауроры", которая владела кладбищем после масонов, отказалась выдать разрешение на эксгумацию. И тогда ночью кто-то пробрался к могилке и как следует поработал над ней... Утром 14 июня 1973 года смотрители обнаружили, что надгробие было похищено. Осквернители праха ввели в могилу тонкие зонды и извлекли из нее весь металл; по крайней мере металлоискатель, которым проводили над могилой, уже ничего не показывал. Уфологи предположили, что зонды могли быть использованы не только для похищения металла, но и образцов тканей трупа, кусков одежды и всего, что могло бы помочь опознать покойника. Все сошлись на том, что похищение было "организовано профессионально".Сейчас бесполезно гадать, кто и зачем ограбил могилу. Сам Кейс за год до смерти сказал, что считает это делом рук правительства. Но зачем правительственным агентам такие сложности, когда можно было вырыть тело и утащить его целиком со всей одеждой и металлом? Если они намеревались скрыть факт, что в могиле лежит "марсианин", почему оставили его кости, по которым можно без труда опознать, инопланетное это существо или нет? Даже если "Мемориальная ассоциация Ауроры" сменит гнев на милость и даст разрешение на эксгумацию ограбленной могилы, это вряд ли положит конец спорам. Допустим, что в ней лежит ребенок, одна из жертв эпидемии 1891 года, когда людей хоронили сотнями и могли случайно пропустить его могилку в кладбищенских записях.
Фанатики "пришельцев" вряд ли признают поражение. Они тут же скажут, что это не та могила, и "пилот" мог быть похоронен в любом другом месте. А разрешения на вскрытие всех восьмисот с лишним могил уже никто не даст. В любом случае взрыв "марсианского корабля" прямо посреди города должен был оставить гораздо больше следов - полицейские рапорты насчет пожара, обломки, подобранные на память, кладбищенские записи и записи в городской хронике, фотографии, документы Исторического общества, старые дневники и письма, наконец, хоть какое-то продолжение истории Хейдона в газетах. Ничего подобного в Ауроре нет, и никогда не было...
Автор: Михаил ГЕРШТЕЙН, Санкт-Петербург
Аурора, 1897: похороны Марсианина?