Многие учёные изучали детей, которые рассказывают о своих прошлых жизнях. В отдельных случаях детали, рассказанные ребёнком, удалось проверить, и они оказались абсолютно точными.
Но даже самые убедительные истории вызывают некоторые сомнения. Возможно, ребёнок подвергся влиянию родителей, которые задавали наводящие вопросы? Может быть, эти дети просто повторяли где-то услышанную информацию? Либо здесь идёт речь о простых детских фантазиях и желании привлечь к себе внимание? Но как объяснить, что слова детей иногда совпадали с деталями жизни умерших людей? Простое совпадение?
Фото:: Ryan McVay/Digital Vision/Thinkstock/ Nadofotos/iStock/Thinkstock/ Epoch Times/ Shutterstock*
Психологические отклонения?Психолог Эрлендур Харальдсон, профессор Исландского университета в Рейкьявике, изучил 30 детей в Ливане, которые постоянно рассказывали о своих прошлых жизнях, и сравнил их с тестовой группой, состоящей их обычных детей. Д-ра Харальдсона интересовало, похожи ли дети, помнящие прошлые жизни, на людей с множественной личностью.
Он изучал детей, чтобы выяснить, есть ли у них предрасположенность к диссоциативным расстройствам. Д-р Харальдсон объяснил в своём докладе 2003 г. «Дети, которые говорят о прошлых жизнях: есть ли психологические объяснения?»: «Диссоциация ― это термин, который обобщает разные психологические процессы, часть из которых совершенно нормальна, например, мечты и разделённое внимание, а другие — патологичны, например, возникновение внутри одного человека разных личностей, которые ничего не знают друг о друге».
Он обнаружил, что дети, помнящие прошлые жизни, набрали более высокие баллы по таким параметрам, как склонность к мечтаниям, стремление быть в центре внимания и расщепление личности, но не по социальной изолированности и внушаемости. При этом «уровень расщепления личности был значительно ниже, чем у лиц с множественной личностью, и не достигал патологических масштабов».
В докладе о детях в Шри-Ланке он отметил, что подобные дети более склонны к мечтаниям, чем их сверстники, но они не отличались внушаемостью или склонностью что-то выдумывать. В одном из исследований в Шри-Ланке он выявил, что у таких детей лучший словарный запас и оценки в школе, чем у сверстников.
Харальдсон цитирует д-ра Стивенсона, который изучал тысячи детей, рассказывавших о своих прошлых реинкарнациях. Стивенсон продолжал наблюдать за жизнью этих детей, когда они выросли. Все они стали полноценными членами общества и мало отличались от своих ровесников в психологическом плане. Лишь один из таких детей позднее стал шизофреником.
Реинкарнация существует?
Журнал Американской медицинской ассоциации в 1975 г. писал о Стивенсоне: «Изучая реинкарнацию, он собрал множество реальных случаев в Индии, которым сложно найти другое объяснение. Он приводит большое количество данных, которые нельзя игнорировать».
В 1994 г. журнал Американского общества паранормальных явлений опубликовал доклад Харальдсона под названием «Исследования реинкарнации тремя независимыми авторами».
Он подвёл итоги: «Юрген Кайл изучил 60 случаев в Бирме, Таиланде и Турции; Эрлендур Харальдсон ―25 случаев в Шри-Ланке; Антония Миллс ―36 случаев в северной Индии. В 80% случаев удалось идентифицировать умершего человека, чья биография соответствовала воспоминаниям ребёнка. Из них в 51% случаев этот человек не был знаком семье ребёнка, в 33% это был знакомый семьи, в 16% ― родственник. Из 123 случаев лишь один выглядит как явная выдумка или самовнушение».
В докладе описываются примеры, когда воспоминания ребёнка смогли проверить. Один из таких случаев — Энгин Сунгур, родившийся в декабре 1980 г. в турецком городе Антакья.
Турецкий мальчик
В детстве родители Сунгура взяли с собой в поездку. Когда они проезжали мимо деревни Ханкагиз, он сказал, что жил там, что его звали Наиф Цицек. По его словам, перед смертью он ездил в Анкару.
В этой деревне действительно жил человек по имени Наиф Цицек, он умер за год до того, как родился Сунгур. Но родители Сунгура не сразу выяснили это, потому что они не отреагировали на желание сына посетить деревню из его прошлой жизни.
Однажды дочь Цицека приехала в деревню, где жил Сунгур. На тот момент их семьи ещё не встречались, тем не менее, Сунгур сразу узнал её, подошел к ней и сказал: «Я твой отец».
После этого мать Сунгура решила отвезти его в деревню Ханкагиз, чтобы встретиться с родственниками Цицека. Мальчик сразу же узнал их, включая вдову Цицека. Он указал на старую масляную лампу в доме Цицека и сказал, что он её сам сделал. Он сказал, что его сын сбил его на грузовике, когда давал задний ход.
Все слова Сунгура соответствовали истине, только некоторые факты нельзя было проверить. Но он не сделал ни одного явно неверного утверждения.
Д-р Джим Такер описывает много таких случаев в книге «Возвращение к жизни: удивительные истории детей, которые помнят прошлые жизни». Но он отмечает, что не все истории можно проверить.
Канадская девочка
Д-р Такер рассказал о канадской девочке, которая помнила, как она была старушкой. Отец этой девочки никогда не смотрит хоккей. Он очень не любит этот вид спорта, потому что его отец был хоккейным фанатом и не понимал его равнодушия к хоккею, и из-за этого они не ладили.
Когда Ханне было три года, она спросила у отца, почему её сын больше не берёт её на хоккейные матчи. Отец спросил, когда это было, и Ханна ответила: «Когда я была старой женщиной, папа!»
Она рассказала, что у её сына была белая машина с ржавчиной и кожаная куртка.
Д-ра Такер пишет: «Хотя слова ребёнка нельзя проверить в данном случае, они выглядят очень неожиданными. Почему трёхлетняя девочка из семьи, где никто не смотрит хоккей, представляет себя старой женщиной, имеющей сына, который ходит вместе с ней на хоккейные матчи?»
По материалам
Дети, помнящие прошлые жизни: фантазии или реальность?